О методах изготовления баттированных труб
Автор Сергей МаксютинВ статье рассказывается о методах изготовления баттированных (с переменной толщиной стенок) труб для сборки велосипедных рам.
Автор: Максютин Сергей
Неотъемлемым признаком современных качественных велосипедных рам является использование при их производстве баттированных труб, то есть труб с переменной толщиной стенок. В этой небольшой статье рассмотрим методы изготовления и баттирования стальных велосипедных труб.
Существуют несколько этапов при производстве баттированных труб, и эта последовательность несколько меняется в зависимости от метода, использованного для баттирования труб и от того, являются ли трубы сварными или бесшовными. Основа – стальная труба – обычно изготавливается или методом прокалывания стальной болванки, если это бесшовная труба, или формируется и сваривается из стального листа, если это сварная труба.
Рис. 1 Формирование бесшовной трубы
|
Обычно бесшовная труба, которая впоследствии может быть использована при производстве велосипедных рам, изготавливается из стальной болванки около 10 дюймов (25 см) в диаметре и 3 футов (91 см) длиной. После нагревания до температуры свыше 1000°C, по центру поперечного сечения болванки прокалывается отверстие и, таким образом, формируется очень толстостенная труба (рис. 1). Затем толщина стенок и диаметр трубы последовательно уменьшается путем горячего прокатывания и холодного волочения до тех пор, пока ее размеры не станут пригодны для процесса баттирования.
Рис. 2 Изготовление сварной трубы
|
Сварные трубы изготавливаются из плоских стальных лент, которые формируются в трубу и свариваются. При этом используется или обычное скручивание стального листа на оправке либо прокатыванием между двумя роликами специальной формы (рис. 2), или спиральная намотка ленты на оправку. Это простой и недорогой метод изготовления труб, но при том необходимо обеспечивать отсутствие структурных и косметических (визуальных) дефектов в местах сварки. Очевидно, такие проблемы отсутствуют при изготовлении бесшовных труб, поэтому трубы для велосипедных рам высшего качества всегда бесшовные.
Баттированные трубы могут быть получены двумя способами: или на прессе с сердечником, или путем холодного протягивания с движущимся стопором.
Рис. 3 Обжимка трубы на оправке для формирования баттированной трубы
|
При использовании пресса с сердечником (рис. 3) труба проталкивается через отверстие штампа и прижимается к сердечнику. Поперечное сечение отверстия штампа определяет внешний диаметр и поперечный профиль трубы, тогда как сердечник задает внутренние диаметры (и соответственно - толщину стенок) и градиенты баттинга. На этом этапе процесса сердечник оказывается закупорен внутри трубы (для традиционной геометрии двойного баттинга, когда толщина стенок на концах трубы больше, чем в ее средней части – рис. 4).
Рис. 4 Баттированная труба с сердечником
|
Каждая из фирм-производителей труб обычно имеет свои методы извлечения сердечника. По технологии, разработанной фирмой Reynolds уже более века назад, сердечник извлекается в процессе прокатывания трубы между вращающимися под определенным углом роликов-вальцов (рис. 5), которые увеличивают диаметр трубы, и в то же время незначительно влияют на толщину стенок.
Рис. 5 Извлечение сердечника
|
На завершающей стадии внешний диаметр трубы приводится к желаемому повторным проталкиванием трубы через все тоже отверстие штампа (рис. 6).
Рис. 6 Получение трубы желаемого диаметра
|
Баттирование с движущимся стопором также использует отверстие штампа для контроля над внешним диаметром трубы, но внутренний диаметр регулируется стопором (рис. 7) Степени конусности стопора и отверстия штампа подбирают так, что если стопор отодвигать дальше от штампа, то толщина стенок будет увеличиваться. И наоборот, при перемещении стопора к штампу толщина стенок будет уменьшаться. Управляя перемещениями штампа, в то время как труба протягивается через отверстие штампа, формируют баттированную трубу.
Рис. 7 Изготовление баттированной трубы методом с подвижным стопором
|
Поскольку баттирование с движущимся стопором требует только одной операции, а также то, что большое количество баттированных секций могут быть сформированы раз за разом при протягивании трубы большой длины, этот метод более экономически выгоден, чем баттирование с использованием пресса с сердечником. Однако, единственная труба, изготавливаемая при баттировании на прессе с сердечником, может иметь лучшую точность изготовления – особенно это касается продольных градиентов баттинга.
Оба рассмотренных метода формирования баттинга могут быть в равной степени применены как к сварным, так и к бесшовным трубам.
По материалам фирмы Reynolds.
Авторизация
Поиск
Наши партнеры
Новости форума
- 20-21.07.24 ВелоПВД к слиянию двух рек Вторник, 09 Июль 2024 10:35
- ВелоПВД к р.Илеть 13-14.07.24 Среда, 10 Июль 2024 08:10
- Велопутешествие по Алтаю с 14-28 Августа (даты при... Четверг, 18 Март 2021 07:43
- 07-09.08.2020 - Многодневка "Тур по Краю"... Воскресенье, 02 Август 2020 20:47
- Весна, велосипед и Крым!!! Четверг, 01 Август 2019 08:29