Велопоход по Чечне
Автор Павел Исупов (gialty)Маршрут
г. Грозный – пос. Шатой – с. Итум-Кале – у.р. Маистихи – с. Цой-Педе – с. Итум-Кале – с. Тазбичи – с. Хельды – пер. Чантыбраз – пер. Джейнджаре – пос. Шарой – с. Нижний Дай – с. Нохчи-Келой – с. Макажой – оз. Кезенойам – кольцо вокруг оз. Кезенойам – пер. Харами – с. Ведено – с. Шали – с. Урус-Мартан
Сроки проведения
с 21 по 28 апреля 2012г
Участники
Исупов Павел : Руководитель, реммастер
Югов Илья : Завхоз, фотограф
Особенности природы на маршруте
Погода на маршруте была сухая, без дождя.
Рельеф сильно пересеченный. Частые подъемы и спуски.
Рек и ручьев достаточно много. Проблем с питьевой водой нет. Вода в реках и родниках очень чистая.
Снег лежал на перевалах во время маршрута – только в самых их высоких частях выше 2000 м.
Древесная растительность (кустарник, небольшие деревца) по долинам рек была на маршруте кроме самых горных частей: выше 15000 м. Еду можно приготовить на дровах практически везде на маршруте.
Диких зверей мы не видели.
Транспорт
14.37 Казанский вокзал
В пути 1 день 20 часов
16.15 отправление
Пограничная зона
Пропуск в погранзону мы оформляли через туристическую фирму “Chechnya Travel” Это стоило нам около 200 руб на человека
www.chechnyatravel.com/
Точных границ мы выяснить не смогли, но пропуск был оофрмлен на весь Итум-Калинский район.
Погранзона начинается сразу от пос. Итум-Кале в сторону с. Цой-Педе. На границе Шаройского и Итум-Калинского районов есть табличка с надписью которая говорит о том, что вы находитесь на территории погранзоны, но сами пограничники пропуск у нас не спрашивали.
Особенности
Цены обычные, на уровне московских, или чуть ниже. Очень недорогой сыр адыгейский (его вылавливают из пластиковых бочек где он плавает кругами), недорогие огруцы, помидоры.
Из мобильных операторов в республике наиболее распространен “Мегафон”. Связь была почти везде на маршруте, кроме перевалов и не всегда на дорогах.
Люди настроены очень доброжелательны. Взрослые стремятся помочь. Молодежь постоянно останавливает и расспрашивает. Машины постоянно сигналят. За несколько дней начинаешь уставать от постоянных сигналов. Особенно много сигналят в городе и на трассе. Очень часто останавливаются чтобы пообщаться и сфотографироваться. Но все крайне доброжелательно.
Дети очень активны, любознательны. Умные, честные. Попыток выпросить денег почти не было. Велосипеды покататься мы давали конечно с опаской, но они нам всегда возвращались.
Милиция настроена на помощь людям. Стремятся не мешать и помогать. нас такое невозможно.
Заметно почти полное отсутствие собак – и в Грозном и в селах. Почему – непонятно.
Описание по дням
19-21 апреля
В Грозный приехали на поезде, гуляли по городу, общались с журналистами, чиновниками, президентом Федерации альпинизма ЧР, зарегистрировались в МЧС. Начальник базы предложил содействие в виде ночевок во всех пожарных частях на маршруте. Остановились в недорогой гостинице “Ламан Аз”, около жд вокзала (500 руб ночь на человека).
21 апреля
День 1. Грозный – Шатой. 66,4 км
Комфортная погода, температура выше 20, ясно.
Утром в гостинице у нас взяли интервью журналисты из Грозный-ТВ, потом задержали еще на проспекте Путина, рядом с Грозный-Сити. В итоге, где-то в 9.30 выехали из города по трассе на Шатой. Нормальный асфальт, но средняя скорость была низкой, т.к. часто останавливали местные – пообщаться, сфотографироваться, пригласить на чай. Все очень доброжелательны. Иномарок очень мало, зато много старых отечественных авто. Очень популярная машина “ЛАДА Priora”. Их собирают где-то в г. Аргун. Где-то в районе обеда съехали с трассы и сразу прокололи камеру засохшей колючкой. Обедали в придорожном кафе – вкусно, цены средние. Дорога почти прямая. Где-то в районе с. Дуба-Юрт, начинаются более явные подъемы, Аргун здесь течет уже в явном ущелье.
К 15.00 подъехали к посту перед Шатоем. Здесь нас остановили федералы и для перестраховки вызвали фсб-шников из Шатоя, для нашей проверки. Впрочем, не досматривали, обошлись проверкой документов и фотографированием паспортов и сопроводительных документов. Где-то полчаса времени потеряли. В Шатое заехали в администрацию, где нас отправили ночевать в больницу – выделили комнату. Много общались с детьми – они очень любознательны и активны. Ехали весь день в футболках, поэтому сильно сгорели руки, лицо.
22 апреля
День 2. с. Шатой – с. Итум-Кале – устье р. Маистихи. 55,2 км
Выехали в 7.30. До Итум-Кале дорога идет по-прежнему по Аргунскому ущелью. Участки асфальта чередуются с грунтовыми участками. Из достопримечательностей – древние охранные башни, водопады у с. Нихалой. На посту перед Итум-Кале у нас долго проверяли документы и пропуска. В самом селе остановились у первого же магазина купить продуктов и были приглашены на обед. Оказалось, что это дом главы села, самого его не было, хозяйничали женщины. Поехали в музей (Краеведческий музей им.Хусейна Исаева, http://itum-kali.com/), где нас уже ждали – т.к. читали наши блоги. Музей – это целый музейный комплекс-крепость, очень красивый. Надолго задерживаться не стали, расспросив дорогу, поехали в сторону Цой-Педе.
Вскоре после выезда из Итум-Кали был пограничный пост, где проверили наши документы и пропуска. До Цой-Педе было несколько таких постов – документы проверяли везде на пути туда и обратно. Дорога грунтовая, живописная, Аргун то входит в теснины, то разливается. Подъем не сильно выражен. Много дзотов, вертолетных площадок. Погода целый день была солнечной, теплой. Ночевать встали в палатке на берегу Аргуна в лесочке. Костер на разводили, пользовались горелкой.
23 апреля
День 3. устье р. Маистихи – «Город Мертвых» (Цой-Педе, 1200м) – с. Итум-Кале – с. Тазбичи – с. Хельды (1324м) 58,5 км
Выехали в 7.30, пасмурно, но тепло. Подъемы иногда более крутые, приходится шагать. Довольно скоро доехали до большой базы пограничников и оттуда поднялись до Цой-Педе, велосипеды оставили внизу. Цой-Педе – это некрополь 14-17вв. – комплекс охранных башен, целых и полуразрушенных и склепов с человеческими останками. По легенде сюда приходили умирать неизлечимо больные. Сейчас все разворошено, разрыто, разбросано – очевидно, кто-то искал ценности. Выше и вокруг от основного комплекса есть еще много охранных башен, большей частью разрушенных. Около 12 дня поехали обратно в Итум-Кали, был один прокол камеры острым камнем, снова проверяли документы на нескольких постах, а в целом скатились довольно быстро – встретились с участковым, опять заехали в магазин и опять были приглашены на обед. После отправились в сторону перевала (начался подъем) в с.Тазбичи далее в с.Хельды, где остановились в деревенском доме у главы села – Мехди. Дали его сыну с товарищем прокатится на велосипедах – они вернулись очень довольными.
24 апреля
День 4. с. Хельды – пер. Чантыбарзи – пер. Джейнджаре – пос. Шарой – с. Верхний Дай – с. Нижний Дай (832 м) 75,2 км
В деревне встают рано – и мы рано вышли на маршрут. Памурно. Ехать возможности нет, только пешком в гору. Очень красиво, вокруг заснеженные горы. Вскоре и у нас появился снег по обочинам. Дорога не слишком размыта, идти относительно легко. В высшей точке перевала снег лежал большой кучей прямо на дороге, поэтому наверняка мы первые проехали этот перевал в сезоне. После перевала сразу начинается Шаройский район, о чем гласит табличка. Дорога очень убитая, вывороченные камни, размоины. На заброшенном погранпосте перед началом крутого спуска нас уже ждали два пограничника на УАЗе – им сообщили из Итум-Калинского района, чтоб нас встречали. Пофотографировались и поехали вниз, УАЗ ехал следом за нами. Очень быстро спустились в Шарой – здесь отметились в полицейском участке и пообедали у них в столовой. Еще дали нам в дорогу хлеба.
Поехали вниз вдоль р. Шароаргун. В 6 км от Шароя остановились посмотреть на якобы яйца динозавров, о которых много нашумела местная пресса - на наш взгляд это конечно не яйца – а просто какие-нибудь пузыри магмы. Шаро-Аргунское ущелье очень живописное, но начальник шаройской полиции ни в какую не согласился чтоб мы ночевали в палатке (держали с ним свзяь по телефону). Потому мы только помыли велосипеды в речке и доехали к вечеру до с.Дай, но сначала поднялись высоко в с. Верхний Дай, а оказалось что нам нужно в с. Нижний. Причина ошибки - отсутствие Нижнего Дая на карте и в GPS. Там и заселились в полицейском участке. Участок представлял собой маленькую красивую крепость, скорее декоративную, чем функциональную. В участке нам выделили комнату, а на ужин просто завалили едой. Полицейские очень доброжелательные, много общались – оказывается, участковый в селе даже проверяет успеваемость школьников.
25 апреля
День 5. с. Н. Дай – с. Нохчи-Келой – с. Макажой – оз. Кезенойам (1871 м) 56 км
c. Дай – большое село, добротные дома, стада коров. На другом берегу отвесные скалы. Выехали в 9.00, погода солнечная. Из Дая мы очень быстро поднялись до Нохчи-Келоя, когда-то было большое село, но во время войны его бомбили и многие уехали. Подъем по дороге вдоль очень бурной реки, с завалами деревьев. В Нохчи-Келое был брод через р. р. Келойахк, чуть выше колена. Потом снова подъем – видели по пути образования, подобные шаройским «яйцам динозавров». Наверху пили чай в маленьком ауле. Несколько домов где живет трудолюбивый Доку с братьями. Имеет 9 голов скота, 50 ульев, прошлой осенью купил почти новый трактор. При этом у него 6 детей, которые живут в интернате в селе (на хуторе школы нет, а пешком не находишься). Также Доку настоял подвезти нас на УАЗе через брод и немного вверх. Невероятно гостеприимный и доброжелательный человек, а ведь так-то тут вовсю шла война, и когда-то в его дворе продолжительное время стоял отряд федералов – но никакой даже доли неприязни к русским нет. Потом мы довольно быстро перевалили через гору до перевала(был еще один небольшой брод), еще быстрее спустились до Макажоя. Макажой – полужилое село на данный момент, т.к. нет электричества, но в этом году вроде должны провести – зато дома все восстановлены – выглядят как канадские домики каркасного типа. Люди живут летом, а на зиму уезжают на равнину. Еще пара часа езды-ходьбы и мы спустились к озеру Кезенойам. Здесь строится гостиница, несколько пикников на пляже – мы зашли в единственный жилой дом (здесь, оказалось, живет глава Макажоя – Леча) расспросить про озеро – и нас оставили ночевать, даже слышать не захотели про палатку). Немного прогулялись по озеру вечером. На крутых склонах много надписей выложены камнями – еще с советских времен – Динамо и пр. Здесь тогда была большая спортбаза по гребле. Вечером ели национальное блюдо – что-то вроде макарон, к ним вареное мясо большими кусками, чесночный соус.
26 апреля
День 6 Горное кольцо вокруг оз. Кезенойам (35 км) – с. Ведено 35 км
Перед тем как ехать уже в Ведено – объехали озеро по верху без рюкзаков – намотали плюсом 30 км и вернулись только к трем дня. Вокруг озера очень красиво, здесь граница с Дагестаном. Местами попадались остатки дзотов, гильзы. Дорога грунтовая, местами снег. Пообедали у гостеприимных хозяев и пошли снова на перевал Харами (2177,2 м), откуда только что спустились. После перевала пологий длинный спуск, после Харачоя начался асфальт. Ночевать встали на другом берегу реки в палатке, немного не доехав до Ведено.
27 апреля
День 7
с. Ведено – с. Харачой – г. Шали – с. Урус-Мартан 94 км
Весь день представлял собой кручение по асфальту, преимущественно вниз. Предполагалось ехать в Грозный, но решили посетить музей в Урус-Мартане – там и закончили маршрут в 15.00. Музей Донды-Юрт представляет собой ландшафтно-архитектурный комплекс, под открытым небом, площадью с полгектара. Огромное количество всяких экспонатов – медные и керамические кувшины, колеса, шкуры, корешки. Очень много различных типов жилищ и копий охранных башен (в одной из них мы ночевали). А из музея на следующий день уехали в Грозный на машине директора музея (велосипеды увезли на Газели с экспонатами)
28 апреля
В качестве гостей нас пригласили на праздник – день чеченского языка. Большой праздник в республике. Приезжал Рамзан Кадыров и все чиновники. Проводился раздельно: для власти отдельно, для людей отдельно. Пускали только по приглашению. Очень красивый праздник. чеченцы не стесняются приходить на праздник в национальной одежде. Любят и сохраняют свою культуру.
В целом поход был очень удачным. Один из самых насыщенных по событиям. Именно сейчас и надо ехать в Чечню, пока она еще только открывается остальному миру.
Определение категории сложности маршрут
Протяженность маршрута: 481,1 км
Локальные препятствия на маршруте
Мелких бродов было много. Более 10 шт.
Брод через р. Келойахк у с. Нохчи-Келой 1а
Снежные завалы на перевалах. Грязь на подходах к ним.
пер. Чантыбарз (2078,6 м)
пер. Джейнджаре (2000 м)
Дорога вокруг оз. Кезенойам (2200 м). Множественные снежные завалы с грязью. выход на пер. Харами (2177,2 м)
Сложность маршрута соответствует 2й категории сложности.
Другие ресурсы о маршруте
http://gialty.livejournal.com/
http://naksitral.livejournal.com/
Рассказ заявлен на конкурс рассказов Негонки.ру
Похожие материалы (по тегу)
Авторизация
Поиск
Наши партнеры
Новости форума
- 20-21.07.24 ВелоПВД к слиянию двух рек Вторник, 09 Июль 2024 10:35
- ВелоПВД к р.Илеть 13-14.07.24 Среда, 10 Июль 2024 08:10
- Велопутешествие по Алтаю с 14-28 Августа (даты при... Четверг, 18 Март 2021 07:43
- 07-09.08.2020 - Многодневка "Тур по Краю"... Воскресенье, 02 Август 2020 20:47
- Весна, велосипед и Крым!!! Четверг, 01 Август 2019 08:29