Выбор велосипеда для повседневной езды
Автор AlendosСтатья о том, как выбрать первый велосипед. Информация для новичков.
Обсудить статью можно на форуме...
Давно ли вы катались на велосипеде? Хорошо, если прошлым летом. Какие еще ответы? Кто сказал в детстве? И прекрасно, что у вас есть автомобиль/автобус /троллейбус, но не устали ли вы от всех неудобств сопутствующих этому транспорту? От всех этих пробок, прогревов, подрезаний, толкотни, духоты, нервотрепки? А ведь летом этого легко избежать, достаточно пересесть на экологически чистый и самодостаточный вид личного транспорта – велосипед. Гражданка, не надо прятать улыбку в воротник! Поверьте, вы не потеряете в скорости передвижения по городу, пересев с личного авто на личный вело, а еще и выиграете! Не ловили ли вы себя на мысли, что вот здесь хорошо бы убавить, а вот здесь бы укрепить? Велосипедные поездки все исправят, вам даже не придется изнурять себя всевозможными диетами. Все, что нужно – полчаса на работу и полчаса с работы. Больше? Сколько хотите, ведь дорогой бензин здесь не расходуется. Жизненный тонус вашего организма повысится, вы станете менее чувствительны к перепадам давления, мышцы окрепнут, лишнее сальце сойдет, плечи расправятся, улучшится работоспособность. Дайте шанс своему телу. Не нужно избегать этого источника здоровья, уж лучше избегать запаха табака, доносящегося из «курилки». |
Я смогу, но с чего начать?
Начните хотя бы с выбора велосипеда. От него напрямую будут зависеть ваши впечатления от поездок и их результаты. В магазинах огромное количество различных моделей в ценовом диапазоне от 5 до 200 т.р. Но не стоит приобретать велосипед в супермаркетах, торгующих всем подряд. На витрине продукция может выглядеть выигрышно и завлекательно, однако, ни о какой квалифицированной помощи в выборе, сервисном обслуживании или полноценной гарантии качества здесь говорить не приходится. Лучше обратите внимание на специализированные спортивные магазины, причем ориентированные именно на продажу велосипедов. К счастью, в Казани есть из чего выбирать.
Какие бывают велосипеды?
На самом деле видов велотранспорта огромное количество, существует масса различных классификаций, как по назначению, так и по оснащению, но для нас наиболее актуальны всего четыре класса: горные, городские, шоссейные, дорожные.
Городские(т.н. «комфортные») Езда по пересеченной местности для такого велосипеда затруднительна из-за возросшего веса и ориентированности привода на городской характер движения. Колеса могут быть самых разных размеров: от 20 до 28 дюймов. В обязательном порядке оборудуются крыльями, часто имеют кожух, защищающий брюки от загрязнения цепью. Посадка на таком велосипеде близка к вертикальной. | |
Шоссейные - наиболее специализированные, они предназначены для скоростной езды по дорогам хорошего качества. Отличительные признаки: руль, похожий по форме на бараньи рога, тонкие колеса большого диаметра, горизонтальное расположение седока при езде, максимально облегченная конструкция. На ровной плоскости такие велосипеды свободно разгоняются до 50 км/ч и выше. Они не очень подходят для повседневной городской езды, т.к. чувствительны к гладкости дорожного покрытия, а также недостаточно маневренны и комфортны, не оснащаются грязезащитой. | |
Горные – наиболее распространенный вид велосипедов. Изначально их стезей была сложная, ухабистая, труднопроходимая местность, но сегодня они используются практически повсеместно ввиду неприхотливости, универсальности, приемлемого веса и эффектного внешнего вида. Обычно такие велосипеды оснащаются широкими покрышками с агрессивным протектором, усиленной рамой, гибкой передаточной системой с количеством скоростей от 21 до 30, одним или двумя амортизаторами. Грязезащита ставится опционально. | |
Дорожные (или «гибриды») – являются чем-то средним между шоссейными и горными. Их колеса большего диаметра, чем у горного, но покрышки тоньше, седло более комфортное, а руль располагается выше, имеется багажник и развитая грязезащита. Как правило, используются при длительных походах, поскольку, оставаясь быстрыми, обеспечивают необходимую надежность и неприхотливость в ущерб весу. |
Какие лучше, американские или итальянские?
Сегодня 90% всех велосипедов – это сборная солянка из китайских и тайваньских компонентов. В Казани продается много марок, называемых американскими, итальянскими, немецкими. Здесь речь идет не о стране изготовления, а о стране происхождения бренда. К примеру, рамы самого известного у нас американского бренда GT проектируются в США, а изготавливаются на фабриках в Китае и Тайване по большей части вручную. Что бы вам ни говорили, но в Казани практически нереально купить что-либо «не восточное», хотя это вовсе не так уж и плохо, особенно, когда дело касается цены.
Самый сложный выбор здесь между «нашими» и «не нашими» брендами. Как и в автомобильной промышленности, это не так однозначно потому, что рамы многих «российских» велобрендов производятся опять-таки в Китае на тех же заводах, что и более именитые. Только вам решать, стоит ли переплачивать за «итальянское» качество или же взять лучше оснащенный «российский» велосипед.
А поподробнее можно?
Рама – самый главный компонент велосипеда. От нее зависит не только внешний вид, надежность и комфорт, но и пригодность к последующей модернизации некоторых узлов, например тормозов, колес, переключателей и т.д. Важная характеристика рамы – материал, из которого она изготовлена. Наиболее распространены алюминиевые рамы (т.н. Alloy 6061 или 7051) – они легкие, достаточно надежные, стойкие к коррозии и недорогие. Большинство велосипедов выпускаются именно с алюминиевыми рамами. Популярные в недалеком прошлом стальные рамы (т.н. Hi-Ten или Cr-Mo), сегодня встречаются лишь на самых недорогих моделях. Они прочны и дешевы, но не стойки к коррозии и имеют большой вес. Следующие два вида материалов применяются при изготовлении профессиональных спортивных рам: титан (легок, прочен, дорог и устойчив к внешним факторам) и карбон (искусственное волокно, имеющее лишь один недостаток – очень высокую цену). Для подавляющего большинства оптимальной будет алюминиевая рама. При осмотре рамы, обратите внимание, насколько качественно выполнена сварка, однородны ли швы, нет ли вмятин и сколов на трубах, хватит ли ширины посадочных мест для установки других колес с усиленными ободьями, есть ли места крепления дисковых тормозов, багажника и крыльев. Рамы выпускаются в разных размерностях (ростовках). Выбирайте ростовку в зависимости от своих параметров пропорциональности, чем выше рост (и, в первую очередь, длиннее руки), тем большая ростовка вам понадобится. Этот небольшой список поможет вам сделать первичный выбор:
Список – не панацея и лучше всего посидеть на нескольких велосипедах одной модели, но с разными ростовками и определиться какая удобнее именно вам и для ваших нужд. Женщинам могут приглянуться специальные рамы с пониженной верхней трубой, что позволяет без труда садиться и сходить с велосипеда. Мужчинам такие рамы подходят плохо – просто потому что они женские.
|
Обвес – второй по важности компонент. Обвесом называют все, что крепится к раме, но не является ее частью. Чем выше уровень обвеса, тем надежнее и легче велосипед, но и дороже. Главную роль здесь играет система передачи ваших мышечных усилий на заднее колесо, которая включает в себя следующие компоненты: педали, систему передних звезд с шатунами, передний переключатель скоростей, цепь, кассету задних звезд, задний переключатель скоростей. Если рамы у каждого велобренда своей конструкции, то элементы обвеса являются унифицированными. Наиболее известны два производителя – это японская фирма Shimano и американская SRAM (их производства на Тайване и в Китае). Они выпускают несколько линеек велооборудования, от начального уровня и до экстремально-спортивного, которые отличаются соотношением прочности и веса к цене. В следующем списке отмечены соответствия товарных групп велокомпонентов Shimano и SRAM от высших к низшим:
Таким образом, выбор обвеса сводится к правильной постановке целей использования велосипеда. Для большинства неискушенных и начинающих велосипедистов оптимальным будет выбор модели с обвесом уровня Acera/X.3 или Alivio/X.4. |
Тормоза – после разгона обязательно следует торможение. От этого элемента напрямую зависит ваше здоровье. Существует три основных вида тормозов: ободные, дисковые механические и дисковые гидравлические. Наиболее неприхотливыми, универсальными и недорогими являются ободные тормоза (т.н. векторные или «ви-брейки»). Принцип их работы основан на сжатии обода колеса двумя колодками с разных сторон, усилие от тормозной ручки передается посредством троса. Достоинства: простота обслуживания, мощное торможение, низкая цена. Недостатки: повышенные требования к ровности обода, ухудшение тормозных свойств в мокрую погоду. Дисковые механические тормоза также используют трос для передачи усилия пальцев, однако, в качестве тормозящего элемента применяется специальный тормозной диск (ротор), прочно прикрепленный к втулке колеса и сжимаемый с двух сторон колодками в специальном мини-прессе (калипере). Достоинства: независимость от состояния обода и влажности. Недостатки: необходимость калибровки колодок при износе, более высокая цена. Дисковые гидравлические тормоза – сходны по принципу действия с автомобильными. Для передачи усилия используется несжимаемая жидкость, циркулирующая внутри специального шланга (гидролинии), которая давит на поршни расположенные в калипере, а поршни, в свою очередь, сводят колодки. Достоинства: независимость от состояния обода и влажности, повышенная точность дозирования усилия, отсутствие потребности в калибровке колодок. Недостатки: трудоемкость ремонта, самая высокая цена. Надежные производители: Shimano, Avid, Hayes, Tektro. Выбор тормозной системы – дело вкуса, но ничто не тормозит так надежно как хорошо отрегулированные векторные тормоза на сухих и ровных ободьях. При покупке, с усилием как следует понажимайте на тормозную рукоятку, убедитесь, что сдвинуть велосипед в таком случае невозможно. При первой поездке будьте аккуратны с тормозами, приноровитесь к их работе. |
Амортизация – элемент комфорта, ставший повсеместным, особенно это касается мягкой вилки (посадочное место переднего колеса). Во время езды на велосипеде с жесткой вилкой вся вибрация передается на руки, что оказывает негативное воздействие на связки кистей и предплечий. Бороться с этим призваны амортизационные вилки, конструктив которых предусматривает наличие пружины и демпфера, снижающих вибрации, препятствующих выскальзыванию руля из рук и улучшающих управляемость за счет повышения сцепных свойств колеса с поверхностью. При покупке велосипеда с амортизационной вилкой обратите внимание на используемую в ней систему демпфирования. Большинство недорогих велосипедов комплектуется пружинно-эластомерными вилками. Они, как правило, недолговечны, и через пару месяцев или при понижении температуры воздуха, вы вряд ли останетесь довольны амортизацией. Хороший уровень комфорта и надежности обеспечит пружинно-масляная вилка. Часто такие вилки снабжаются регулировкой жесткости и блокировкой. Существуют еще воздушные вилки, где вместо стальной пружины применяется давление воздуха, но они уже значительно дороже, чем пружинно-масляные. Задний амортизатор призван сделать езду еще более комфортной за счет смягчения недостатков дорожного покрытия под самым дорогим для нас местом. Установка заднего амортизатора значительно усложняет и удорожает конструкцию рамы. Предпочтение лучше отдавать моделям с воздушной пружиной – это позволит гибко варьировать степень жесткости путем накачки воздуха до нужного давления. Здесь это более актуально по сравнению с вилкой, т.к. нагрузка на заднюю подвеску значительно выше. Надежные производители: RockShox, Marzocchi, SR Suntour, Fox. |
Колеса – от них зависит плавность хода и объем усилий, затрачиваемых на движение. Наиболее распространены два типоразмера 26” (горные) и 28” (дорожные). Первое, что бросается в глаза при виде колес, конечно же, покрышки. Крупные кубики протектора на широкой шине так и манят на штурм окрестных проселков. И тут важно как можно яснее представлять себе предполагаемые маршруты движения. Для езды по пересеченной местности лучше ориентироваться на колеса пошире с развитыми грунтозацепами. Для городского стиля подойдут гладкие либо полугладкие колеса (слики и полуслики) умеренной ширины. У них гораздо меньшее сопротивление качению (лучше накат) на относительно ровных поверхностях за счет того, что колесо непрерывно соприкасается с землей всей плоскостью. Однако надежность сцепления с дорогой у таких покрышек напрямую зависит от качества этой самой дороги. Ободья – еще один компонент колес, о котором стоит упомянуть. Прочность – главный критерий оценки обода. Наиболее распространены ободья с двойной стенкой – это усиливает их жесткость и стойкость к изгибанию в результате наездов на препятствия. Однако встречаются и одинарные, которые гораздо менее надежны, но и дешевле. При покупке обязательно уточните, ободья какого типа установлены на понравившемся велосипеде. |
Короче, Склифосовский
Для повседневной езды ориентироваться следует на модели от 12 т.р. за хардтейл (без заднего амортизатора) с векторными тормозами и от 16 т.р. за двухподвес. Такой велосипед будет служить вам верой и правдой многие сезоны. Помните, что хороший двухподвес физически никак не может стоить 6-9 т.р. Не покупайте такие поделки ни себе, ни тем более детям.
Советовать конкретные модели – дело неблагодарное, обязательно найдутся приверженцы той или иной марки, готовые, не щадя живота своего, красочно доказывать ее преимущества перед остальными. Поэтому самое главное, чтобы велосипед вам просто понравился, а все остальное, так или иначе, отойдет на второй план.
Не пренебрегайте первичной подгонкой велосипеда под свои физические параметры – отрегулируйте высоту седла, положение руля и рукояток так, как вам удобно. Если в магазине представлено несколько подходящих моделей, и вы, прокатившись на каждой, никак не можете выбрать одну, попросите продавца их взвесить и покупайте тот велосипед, который легче. Сразу приобретите и некоторые самые необходимые аксессуары: насос, крылья, набор шестигранных ключей, запасную камеру, защиту на задний переключатель, компонентную смазку цепи. Будет нелишним озаботиться наличием велошлема и перчаток.
Поначалу не старайтесь ездить много, ограничьтесь часом в день. Через пару недель ваш организм приспособится к новому виду нагрузки, вы научитесь распределять усилия при педалировании, ровнее дышать, не задумываясь пользоваться переключателями и тормозами, оперативно садиться и слезать с велосипеда. К концу сезона вы будете готовы к встрече холодов, ваш иммунитет окрепнет, а физическая форма и настроение улучшатся!
Любопытный факт: Согласно последним исследованиям, пожилые люди, пораженные болезнью Паркинсона и неспособные ходить, тем не менее, прекрасно катаются на велосипеде (New England Journal of Medicine).
Авторизация
Поиск
Наши партнеры
Новости форума
- 20-21.07.24 ВелоПВД к слиянию двух рек Вторник, 09 Июль 2024 10:35
- ВелоПВД к р.Илеть 13-14.07.24 Среда, 10 Июль 2024 08:10
- Велопутешествие по Алтаю с 14-28 Августа (даты при... Четверг, 18 Март 2021 07:43
- 07-09.08.2020 - Многодневка "Тур по Краю"... Воскресенье, 02 Август 2020 20:47
- Весна, велосипед и Крым!!! Четверг, 01 Август 2019 08:29