Татарстанская Атлантида
Автор EljahРассказ о краеведческом ПВД.
!1 место в конкурсе ПВД 2011 года!
Авторы:
Eljah (Илья Евлампиев), Snaryad2 (Ильдар Камалутдинов)
Маршрут: КПП по ту сторону моста через Каму – Левашово – Ярдам – Куралово – (Жуткое огребалово по болоту) – Щербеть – Болгар.
Хотел начать с того, что тут много достойнейших людей, которые наверное с удовольствием бы разделили бремя приключений и интерес первооткрывательства. Хотелось бы попросить прощения, что не дали разделить – была очень большая сложность с заброской, нужно было поместиться в машину. А потом - чтобы речники без особых проблем посадили на метеор. К тому же, поход переносился 3 раза, так что лишний раз и звать-то на нее боялся).
Аналогично, прошу прощения за вредную привычку ездить втихаря.
Итак, знатоки истории, назовите мне городок в Татреспублике, который некогда был полноценным городом, назывался он на С.. а заканчивался на ..ск? И сейчас находится фактически на острове, ну, условном таком острове, на велосипеде посуху проехать можно) Свияжск? Ну уж нет, это ж ультрабаян. Речь пойдет про Спасск, он же Куйбышев, он же Болгар. Теперь этот город стоит рядом древними руинами, но когда-то...
Давным-давно, когда по Волге плавали на кноррах суровые викинги, не носившие нижнего белья, в вольной степи поклонялись Вечному Голубому Небу, а в лесах шел перманентный чемпионат среди финно-угорских народов по стрельбе из лука, сюда пришли булгары. "Булдырабыз", сказали булгары, а возможно даже они сказали "пултарапар", что будет вроде как то же самое, только по-чувашски. Задымились костры на берегу, и даже суровые викинги стали заглядывать на огонек. После заглянуло и посольство арабов с Антонио Бандеросом ибн-Фадланом, и так, потихоньку, привлекая инвестиции, на левом берегу Волги вырос город. Окружился валами и рвами. Даже нашествие монголов не погубило его до конца - основной удар принял на себя Биляр. Но вот уже рядом сказанием встает Казань, а окрестности Булгара становятся степью. До сюда доходят ногайцы, ну эти-то хотя бы тюрки и мусульмане, к тому же после взятия Казани периодически мечтают кого-нибудь своего посадить на престол, но... когда воин не совсем на своей земле и хочется кушать - братства народов не получается. А потом ногайцев и вовсе сменяют калмыки - буддисты и трумонголоиды. Им что татары, что русские – договориться сложно. И так в Закамье появляются засечные черты, поверх старых валов и рвов. Калмыки же постепенно из угрозы превращаются в пограничников. Вот тогда-то и начинается обратная колонизация этих мест земледельческими народами, сюда селятся вперемешку татары, русские, чуваши, мордва. Помещики строят усадьбы и огромные красивые церкви из красного кирпича. А на месте древних руин размещается монастырь и село Болгары.
На территории размером с уезд просто полагается быть уездному городу, и в 1781 таким становится село Чертыково. Город получил название Спасск, и дошло оно до нас уже в виде названия района. Дальше, если верить Википедии, в 1926 он получает название Спасск-Татарский, в 35 - Куйбышев, а в середине пятидесятых его переносят на новое место, что в общем-то не удивительно: по размеру городок был как большое село, а таких, переехавших сел были сотни. Оказавшись рядом с руинами (которые по площади вполне себе соизмеримы с современным городом), город слился с селом Болгары, и на волне переименований в 1991 году получил название Болгар. Впрочем, это уже был не старый Спасск.
В 2010 Болгар принялись вовсю возрождать, и мы решили взглянуть на него, запомнить каким он был до недавнего времени, а заодно проведать и старый Спасск-Куйбышев.
Наложение контуров населенных пунктов в устье Камы с карты 1946го года на более-менее современный Генштаб. |
День первый. «На охотников вы не похожи. Значит, вы – черные копатели»
Утро встречает прохладой и звонком от Ильдара, что Сергей (Luchic) отваливается. Простудил плечи. Ну плечи так плечи, ничего тут не поделаешь. Вызванивать в семь утра субботы народ побоялись. Мысленно раскидал общую снарягу, которая должна была ехать на трех велосипедистах, на двоих, и сходил за пилой в Комнату с Высокими Потолками, и стал ждать.
Так нам повезло, что до моста через Каму нас любезно согласился подбросить папа Ильдара, в машину легко влезло два вела и два пассажира (влезло бы 3? - большой вопрос). Без проблем влезло бы и три. Сумки и не влезшие в них пенки клались в кучу, колеса отворачивались и тоже клались в кучу.
Вообще, искусством ходить в велопоходы я не овладел, иботаккакпотомучто для меня цель "добраться" важнее процесса добирания, а по идее и от него надо получать удовольствие. До сих пор открыт вопрос - какой наиболее оптимальный способ перевозки грузов в отсутствии велоштанов. Попытки закрепить обычный 80 литровый рюкзак к багажнику были смешны - вел был неустойчив, сам рюк обладал лишним весом и не нужной жесткостью. Остановился на спортивной сумке, для вещей которые не надо вынимать в течении езды, и небольшого рюкзачка для того чтобы везти в нем воду, аптечку, атлас и всякую мелочевку. Тем более, что сумка намертво приматывалась к багажнику, и открыть ее было нельзя, а сверху приматывалась пенка, выглядевшая как реактивное сопло, как раз заканчивающееся в районе седла велосипедиста. По сравнению с прошлым велопоходом, когда тушенка в рюкзачище больно била по почкам на ухабах, а котелки надежно сжимали покрышку наподобие работы колодочного тормоза - все было более чем удачно. Я даже подумал что смогу ездить с обычной скоростью )
Утро было прекрасным, на небе ни облачка. Оренбургский тракт относительно свободный, так что до точки заброски доехали за час. По пути были замечены Stailer и Drakost, катящие на покатушку в Лаишево. По прикидкам по попутному ветру они за час сделали километров 38. Лоси!
Вылезли из машины в районе КПМ на том конце моста через Каму, собрали велы, примотали груз, его на 2х оказалось заметно больше, пришлось ухищряться. В итоге, к сумке были примотаны обе пенки и спальник, а Ильдар принял крупу и палатку. Все же решил при выгрузке оставить в оффтопике несколько банок с тушенкой.
Потихоньку поехали от развязки. В районе Мокрых Курналей, в гору, понял, что ни хрена с грузом ехать не также. Понял что с грузом против ветра ни хрена не также, как без груза против ветра. В общем, ехал как мог) Был заметный мордодуй, а разогреться мы еще не успели, поэтому поначалу ехалось туговато. После Курналей первый раз сделали остановку (о, сколько их было у меня еще впереди! - с непривычки заболело все что можно, хорошо что Ильдар делился велосипедными хитростями), а дальше до Левашово была отличнейшая дорога, на которой я даже спокойно выжимал более 20 (хотя ветерок не утихал, а заболевшие части тела привыкали к езде медленно). В один из моментов меня резко качнуло, а обгонявший меня УАЗ объехал практически по обочине встречной полосы. Когда догнал Ильдара, оказалось. что у меня на бок свернулись турбореактивные пенки, но не упали, а так и повисли сбоку. Вспомнил Крым 2007, как по моей съехавшей на бок пенке инструктор Саша определял, что группе пора сделать привал )
А вообще, интересных встреч с автомобилями не было. Пару раз увлекали в свой воздушный поток ВАЗовозы, но потом самарская дорога осталась в стороне. В одном месте удачно объехали пробку, пока какая-то гусеничная дура переезжала дорогу по покрышкам. Ну и дорожного рабочего одного тоже чуток опасно объехал.
Дорога была просто идеальна, только почему-то в каком-то месте идеальный асфальт повернул с трассы к асфальтовому заводу, и трасса под покрышками загудела. В районе Левашова, за космическими блестящими емкостями для Эдельвейсовского молока направо уходит поворот с новой дорогой на Булгар о котором почему-то мало знают, и не наносят даже на Яндекс-карты. А дорога-то хорошая. Новая. Вот только ветер-хулиган стал совсем влоб, и для меня езда превратилась в пытку (т.к. пытался держать 20ку, но неизбежно скатывался на 17-16-15 и ниже, отдыхал попить воды, и перевести дух). Пересекли почти безводную пограничную реку Актай, шов между новым и старым асфальтом, стенд, и начался Спасский район. И тут, в долине Актая меня совсем заколбасило что-то. На одной из остановок, в Бураково, сел и наверное минут десять просидел, слушая ветер и глядя на старую церковь. Сам остановился метров в трехстах впереди, перекусить. И потом еще минут десять рассматривал местные красоты в бинокль.
Потом от Ильдара поступило предложение ехать отдыхаючи, на второй звезде в импульсном режиме, и что удивительно, при меньших энергопотерях, скорость была примерно той же, т.е. со с трудом выдерживаемых 16-17 она опустилась до 14-15, но ехать было легко, вспомнил, что трение качения у нас пропорционально скорости в первой степени, а трение о воздух квадрату. Потом ветра стало поменьше – вдоль дороги была качественная, плотная лесополоса. Доехал до поворота на Куралово, и думал было повернуть - как сигнал от Ильдара – кафешка. Илья так увлекся ездой, что не обратил внимания на знаки с вилкой и ножом? В селе с названием Ярдам кафешка реально помогла ) Борщ за 45 рэ и бутылка колы пополнили водные запасы организма, которому уже опостылела минералка.
Отдыхаем у кафешки |
Отдохнули, поели и двинулись на Куралово. В Куралово меня местные жители признали за своего - улыбались, говорили, "ай, молодец", и кланялись – кланялся в ответ. Потом понял – обознались – в селе есть как минимум один трубайкер, Ильдар приметил какой-то дорогой вел у ворот одного дома. По-моему, Спэш с черно-белой рамой, до этого попадались только кузьмичи. Выкатили на берег Волги, а точнее Бездны, и увидели такой вот шикарный вид:
Старый мост при нормальном уровне стоит посреди воды, а при низком, рекордно низком, как сейчас, на него можно забраться по самодельным стропилам, чем и пользуются местные рыбаки, чем и воспользовались мы. Хотя сделать это было непросто, ибо колеса все время проваливались в промежутки между трубами, а кое-где были ступеньки из тех же труб. Вообще, эта бетонная конструкция в свое время связывала Старый Куйбышев с большой землей, но при высокой воде подходы к ней размыло, так и стоит посередке реки.
Под удивленные взгляды пасущихся телят, которые сначала заставили почуствовать нас тореодорами, помчавшись с горки, и рыбаков залезаем на мостик. Ну, мужики что-то шутят, улыбаются, и вдруг один выдает: "На охотников вы не похожи! Значит вы Чёрные Копатели!" (логично, блин а хрен поспоришь). Поинтересовался, в чем заключается Черное Копательство. Оказалось, Спасский район просто атакуют самодеятельные археологи, и даже англичанин какой-то приезжал, выкопал древнюю амфору, но правда он потом отравился самогонкой в одной из деревень, и больше не приезжал. В общем, местные сделали все, чтобы нас убедить, что насквозь через Старый Город мы не пройдем, и придется возвращаться. Но в конце концов, показали направление, куда идти, при том, совершенно оставшись при мнении, что мы самые что ни наесть Черные Копатели.
А планы были наполеоновские. Предполагалось, что от старого города можно пройти как из Куралова, так и из Щербети. На карте из Щербети вообще была суша, а из Куралова вода. Ошибочное было предположение. Сразу за мостом потянулись высохшие мелководья, покрытые коричневой растительностью. Я конечно ботаник, но не в таком смысле, что это за травушка не знаю. Идти по ней легко и приятно, вокруг летают сотни только что проклюнувшихся, зеленых комаров, и совершенно не кусают. Самая натуральная тундра. Вдруг из под моего переднего заднего колеса вылетела какая-то птичка, которую я не заметил. Встречаем остатки фундаментов и каких-то сооружений.
Тундра, однако |
Постепенно обнаруживаем, что идем не по высохшему дну, а специально проложенной невысокой дамбе. На ней у группы непонятных растений, похожих на высохший клевер, обнаруживается тропка, топаем по ней. Видимо, даже когда не было водохранилища, высокие разливы доставляли горожанам неприятности, и дороги поднимали повыше. Ильдар даже может ехать, но с моей вилкой и самочувствием это не так прикольно, да и цели такой нет - я почти на месте ) Но вот только следы пребывания здесь затонувшей цивилизации почти не видны, зато природа радует. Вот, пожалуйста, банан болотный среднеповолжский, карликовый сорт:
А вот обещанных змей - эти места самый северный ареал степной гадюки - не встречаем. Но вот особо шастать руками в траве - не решились. И вот первый реликт – неожиданный мостик, с водоемом, отсутствующим под ним. Под ним нет даже канавы. Причем, дамба по обе стороны моста размыта, и все поросло высоким камышом. Сделан не в пример современным, красиво. А вообще, такое чувство, что при переносе города, с дороги содрали асфальт и щебенку, дамба исключительно земляная, хотя на старых картах значится, как с покрытием. Ну, идем дальше. И тут выходим на настоящий, конкретный, в смысле бетонный, мост. Залазим на него так же по стапелям, и... понимаем, что это не простой, это "диодный" мост. На ту сторону можно спрыгнуть, с двух с половиной метровой высоты, обратно, залезть, с велом – никак.
Мост в одну сторону |
Сейчас будем прыгать |
Спрыгиваем значит, и все, обратной дороги нет. Мы в царстве мертвых, покоящихся на дне моря, среди цапель и змей. В честь чего фотография в египетском стиле. Велошлем похож на корону Нижнего Египта, как по вашему?
Сразу за мостом нас встречает что-то издалека похожее на печку. Догадываюсь, что это тот самый памятник расстрелянным белогвардейцами, про который я прочитал здесь. а табличку с тех пор кажись стащили.
А вот дальше мы, к сожалению, потеряли ориентацию. Засада случилась внезапно – я не успел дома распечатать старую карту. И потому, где именно стоит искать тюрьму и фундамент педучилища - представлял плохо. К тому же, на территории города осталось озеро - не слилось в Волгу, и как его обойти - надо было еще думать. Осмотр в бинокль - и мы увидели только домик егерей с флагом, железный вагончик, и два силуэта. Бинокль оказался очень полезной вещью, и не особо обременительной. Черные Копатели – подумали мы. Или егеря, которые охотятся за черными копателями (мало ли что пришло в голову местным – когда они рассказывали про амфору, Ильдар неосторожно спросил "а где ее нашли?" )). Да, язык тогда надо было держать за зубами ))) В итоге, в ту сторону, куда пошла эта парочка - не поехали (а фундаменты наверное были как раз там). Пошли в сторону Шербети, лично я - немного разочарованный, но с пониманием, что с болот надо выбираться, и рассчитывая еще что-нибудь интересное встретить по пути. В Щербеть дорога должна была быть, непременно, ведь поле было усеяно навозом и поедено коровами, а значит, мы выйдем к ней до темноты!
Выходим вдруг… к городскому кладбищу! вернее - к его остаткам. Лежат поваленные камни, деревянных памятников не осталось. Место завораживающе-жуткое, страх, что нас тут засекут и точно решат, что мы копатели – а могилы-то! многие раскопаны сантиметров на 40! вот чего боятся местные жители. От этого факта стало как-то грустно. Кому-то золотые зубы дороже видать, чем покой останков. Ильдар, к сожалению, не хотел проникаться эстетикой места, и фоткал лишь по принуждению )
Ну, темнеет уже, направились к Щербети. На часах - шесть. Была вроде и вездеходная колея, и коровья тропа, там я уломал Илью оседлать вел и поехать, только трава все выше и выше. Потеряли и колею, и тропу. По ГПСу шли по азимуту, темнело. Устал, закапризничал и убедил Ильдара в необходимости сдаться на сегодняшний день. Вот только воды у нас на сварить ужин нет. Есть только на запить сухой паек. Да и огонь развести - не то что дров набрать негде, это то посреди болота с травой понятно, даже газ разжечь страшно - загорится камыш и пиши пропало. А вокруг трава в человеческий рост на километры. Умяли траву, поставили палатку, укрыли велы, поели сушек и легли спать. Ну, конечно, огляделись по сторонам, увидели, что мост камский видно, вдалеке, как созвездие. И тут начался дождь и ветер, палатку колбасило, в один угол вода натекла, т.к. натянул я ее не очень хорошо, и купол смочил внутренность. Дождь и ветер всю ночь шли, и я все думал, что будет утром. Сколько воды, и можно ли будет хотя бы вернуться. Вот с такими тяжелыми мыслями, вперемешку с удовлетворением от практически достигнутой цели, удалось уснуть часам к трем, в позе, при которой было наиболее сухо.
День второй. Идея зачет, физподготовка – незачет
Утром я проснулся, вылез из мокрой палатки, попросил Ильдара дать мне навигатор, пометить на нем положение палатки и отпустить на разведку. Ильдар подвоха не почуял, и отпустил. Было 6 утра. Ага, не стоило его отпускать, понятия о разведке у нас разные оказались.
Взял курс на Щербеть. Поначалу трава была не очень высокой, к тому же ее за ночь причесал, уложил ветер. Вот только уложил он ее перпендикулярно курсу, и как бы ты не шел - получалось что через каждые шагов десять начинал сворачивать с курса, отклоняться. Без навигатора и видимых целей по такой траве можно было кружить целую вечность, тем более, что где-то она была метра под три. Сразу вспомнил рассказы про партизан и коммандос, бродящих по джунглям, про беглых балалаечников и прочую лабуду. Но как-то удавалось находить коровьи тропы, вернее даже следы, т.к. похоже коровы каждый раз прокладывали себе путь заново. Потом эти тропы схлопывались в никуда – их можно было проследить только по пути движения, в обратную сторону этими тропами уже не пройдешь.
И вот так, штурмуя заросли я как-то вышел на материк. Поднялся по остаткам старой дороги, спускавшейся некогда с террасы, и пошел в село.
Село меня поразило, конечно. Тут я сделаю лирическое отступление. Дело в том, что в велосипедизме мне, еще раз напомню, не очень нравится сам процесс. Мне нравится достигать цель, какую другим способом достигнуть тяжеловато. Я люблю перемещаться созерцательно - оглядываясь по сторонам, фотографируя, выглядывая на ветер из форточки и отбивая пальцами дробь по окну. А когда едешь на велосипеде постоянно думаешь о трех вещах: как бы тебя не сбили, как бы ты никого не сбил, как бы не наехать в дыру какую. Глазеть по сторонам нету времени, когда плотный поток или дырявая дорога. Поэтому, шел пешком и дивился. Щербеть внезапно оказалась мертвой деревней. Вместо 100 жителей по справочнику и карте в ней был только один (его называют отшельник в городе, хотя какой он отшельник - он никуда не отходил, жил и живет). Коровы на полях - его коровы, дорога вся усеяна запчастями от его трактора. Но до него еще надо дойти, он живет на противоположном краю деревни. Через улицу пустых брошенных домов без окон и с заколоченными дверями, мимо огромной красной церкви виднеющейся в конце второй улицы, памятника павшим воинам - там на удивление чисто и цело. Подошел я к его дому, а там он и еще один человек. Спросил, где есть вода - накачали из своего колодца. Спросили, мы ли это по грязи вчера бегали - сказали, да, мол, мы ) и пообещал дать воду, когда с бутылками придем. Попрощались, и я пошел обратно в болото. И вот только тогда обнаружил знак, что де болото наше – заказник, и туризмом в нем заниматься не рекомендуется. Ну-ну.
Подойдя к зарослям вплотную, я понял, что не найду точки входа, а трек того, как я выходил - навигатор не писал. Пошел напролом. Но в этот раз мне жутко не повезло. Коровьи тропы не попадались, я все время шел через трехметровую траву. Все километр с небольшим. Последние метров 300 почувствовал что щас упаду и возможно тут же усну, поэтому, полагая, что за 300 метров в болоте может быть палатку и не видно, то хотя бы слышно, стал кричать Ильдара. Он отозвался, но выбрели мы друг на друга не скоро).
Я встал часа через полтора после ухода Ильи, после того, как его будильник в третий раз прозвонил «подъем». Вылез из палатки и час любовался в бинокль и фотографировал окружавший меня зеленый океан. Попытки звать Илью успеха не принесли, телефон он оставил тут. Возможно стоило взять рации… Через час начал сборку палатки и упаковку своих вещей. Вдруг издалека слышу «Ильдаааар…». Ответил, минуты через три крик повторился. Решил идти на него, используя на всякий случай навигатор телефона. И правильно сделал, островок с лагерем уже через 30 м исчезает из вида.
Вот такой зеленый океан окружал меня со всех сторон |
Пробурил метров сто по трехметровой траве, вышел на более низкий участок и увидел его...
Потом он меня нашел, и мы вместе нашли с трудом палатку. Нашли по навигатору без труда, а вот чтобы выйти на нее, пришлось снова бурить трехметровые джунгли. Я выпил всю воду, оставив паек Ильдару воистину сухим. Повалявшись в траве, таки собрал вел, и мы пошли. Ильдар продирался в велом, как медведь, оставляя колею, по которой еще как-то можно было катить мой вел, но учитывая, что разведка меня так вымотала, и это было не особо сладко. Где трава была низка – там кочки, где высокая трава – там высокая трава. А косить высокую траву велосипедом – занятие сомнительной приятности. Особенно траву заваленную под углом. Ильдар ставил вел почти на попа, потом подминал ее им, и так шли. По-другому прорываться через заваленные поперек курса трехметровые стебли было сложно.
Тут трава еще маленькая. Когда она была 3 метра в высоту, нам было не до фоток |
Первые 800 метров еще как-то прошли, но оставшиеся 400 давались с большим трудом. Повезло, что вышли на берег высохшего залива, на дне которого травы не было.
От лагеря до материка было километра полтора – два (точных карт не было). Бурили мы их два часа. Местами идти было нормально, где-то посередине штурмовали трехметровые заросли. Выбрели на узенькую «просеку» – высохшее дно протоки, шириной метров десять. Попытались найти в ней тропки в нужном направлении, но тщетно. Пошли бурить дальше. Высота травы немного уменьшается, потом снова увеличивается и внезапно мы выгребаем вот сюда:
50м без травы |
Еще 100м травы, и мы на материковом склоне.
Бурим последние сто метров джунглей |
Только выбрались на материковое плато - как начался суровый, аааццкий мордодуй, которого утром кстати и вовсе не было. Выковыриваем растительность из трансмиссии и тормозов, потом стартуем по грунтовке в сторону Щербети.
И мы снова в седле |
В Щербети, к сожалению, Ильдару сфоткать ничего не удалось, а так, само по себе зрелище апокалиптическое. Зашли к Отшельнику, заправились. К нему между тем приехали друзья и они варили что-то вездеходное. Поблагодарили, попрощались и покатили хоть и голодные (не знаю как Илья, а я перекусывал по правилам), но уже не жаждущие, к Красной Слободе. Под ацкий ветер-мордодуй, пронизывающий душу и утомляющий тело.
В Красной Слободе, которая решительно отличается от Щербети наличием в ней асфальта и жителей и огромным заброшенным вроде бы краснокирпичным храмом, мне стало уж как-то совсем нехорошо. Сел к Ильдару "на колесо" и поехали 10 (!!!). "На колесе", конечно, было легче, но так ездить надо уметь, у нас больше получалась колебательная система. Выехали на болгарскую трассу. Тут уже ветер был не совсем мордодуй. Боковой, в порывах спихивал с трассы на обочину. Да и лесополоса была. Поехали, постепенно ускоряясь до 12, 13, 14. Ильдар рассчитал, что так мы вполне успеем, лишь бы не останавливаться. Проехали Красный Вал - никакого вала издалека не было видно. Все ближе и ближе Булгар. Меняемся велами – вдруг от перестановки слагаемых изменится сумма. У меня оказца совсем хреново ходит трансмиссия, а у Ильдара все крутится, как полагается. Резко разгоняемся до 20, но ненадолго. Его ростовка ниже, и приходится работать немного другими мышцами, и довольно быстро забиваются. Вот уже едем по городу, на ходу пытаясь выяснить, где пристань. Нам показывают куда, и мы летим по единственно правильному пути. Метеор, говорят, в 15:20 на часах 14:59, и перед спуском вздумал было перевести дух, попить. Ильдар кричит "ты что, не сейчас!" вот он, конечный крутой спуск, виднеется здание пристани, калитка, метеор за ней, вот я уже вроде бы спешиваюсь и вбегаю – как метеор резко ускоряется и уплывает. Вот так вот, хэппиэнда не получилось.
Мы остались с носом |
Стойте, что за фигня! 14:59 сменяются 15:00, и метеор уходит, а по расписанию же в 15:20. понимаю, когда опаздывают, но чтобы раньше уходили? оказалось метеор закрывает еще один рейс другого сломавшегося метеора, а потому и отозван пораньше. Итак 3 раза за пассажирами возвращался.
Что делать. Решили уехать на утреннем, 6 часовом. Он приедет сюда часов в 8 вечера, заберет народ в Тетюши, заночует там. Утром возьмет там народ, возьмет здесь, и поедет в Казань. Мы обосновываемся прямо на газоне, разводим газовый очаг на остатках фундамента какого-то киоска, варим макароны и чефирь.
Велобомжуем |
Так вот, лежим, велобомжуем, любуемся в бинокль противоположным берегом, сушим обувь, потихоньку поедая макароны с тушенкой, на пристани собирается народ, чтобы уехать в Тетюши. Слушаем разговоры речников о том, кому и куда надо бы следовать с дебаркадера. С нами знакомится водитель хлебовозки тетюшского райпо, рассказывает про стендовую стрельбу, как ему хорошо на работе, и как району будет плохо если его завтра на работу не привезут. И тут новость. Метеор приплывает подбитым. на одном двигателе вместо 2х. Пассажиры разбредаются. Те, кто до Тетюш не доехал, ищут моторные лодки. Грустно вздыхаем: становится понятно, что с двумя сломанными метеорами никакого утреннего не будет. Тем временем речники выполняют с ним странные упражнения: пришвартовав за нос, разворачивают его канатами. Потом к моему удивлению, метеор отшвартовывается, и уплывает. "Он же сломался?" "Ну, медленно, и с небольшими поворотами он может плавать." А че нас не позвали – неясно. В вокзал нас ночевать вроде бы тоже пустили, но как бы нечаянно заперли его перед самым нашим носом. В итоге, разбили палатку прямо на газоне, поставили ее кошерно, так что всю ночь было, тепло, даже душно, и сухо. Откуда-то сверху до часу доносился "дискәтүк", потом до трех в кромешной темноте, кажется, грузили лодку на трейлер при помощи УАЗика и мата. А потом удалось заснуть. А когда я проснулся, я не пожалел, что мы остались.
День третий. Запрос эвакуации
Вечером предыдущего дня Ильдар, видя безвыходность ситуации, запросил эвакуацию у своего отца, а он любезно согласился ). Илья этому сопротивлялся до последнего, хотя других приемлемых вариантов предложено не было. Утром было несколько часов, и их я решил потратить с пользой для себя.
Пока на горизонте, рядом c Долгополянскими норами гигантских боброидов маячил на рейде "Павел Миронов", я встал, и пошел по берегу к заповеднику. По влажному песку и сбегавшим на фоне восхода со склона ручьям. Пришел довольно быстро - туристическая пристань оказалась вся раскопана (и теперь туристов возят от городской на автобусах). А вместо нее огромный плавкран и буксир. Гигантская туристическая лестница вместо заповедника упиралась в забор, и пришлось подниматься по бетонке. А наверху ждала утренняя, свежая деревня. Я побрел к развалинам, и нашел, что реставрация там пока что затронула только тропинки. На месте и старые турникеты, которые позволяют проникнуть в заповедник любому безбилетнику. Убедившись, что в ходе реставрации заповедник не пострадал, я направился в город, который мы вчерашним вечером толком не посмотрели.
На самом деле современный Болгар, что начинается за валом – деревня деревней. Люди встают рано, а магазины открываются поздно. Улица, параллельная Волге, кажется Гордеева, и правда похожа на город – там строятся двухэтажки, и стоят давно построенные. Но никакой уездной архитектуры, конечно. Старых деревянных домов, перевезенных из Старого Города найти чисто визуально не удалось, как-то все уже перестроено с тех пор. По улицам бегают утки, куры, а им поверх травки делают тротуар. Такая вот реконструкция ) Но асфальт хорош, кроме дорожки к временной пристани.
Зашел и на родник у пристани, попил (впервые за все путешествие) вкусной воды. Когда я пришел на пристань, там уже был пришвартован Павел Миронов, но народ с него еще не выпускали, и лишь редкие пассажиры-жаворонки с интересом обозревали со второй палубы нашу палатку. Ильдар проснулся, мы стали собираться, а вскоре нас настигла эвакуация. И почти по пройденному пути мы, сложившись и загрузившись, отправились назад. За мостом нас ждал шторм и стена из воды, но это уже не имеет отношения к нашему последнему летнему приключению...
Итого - 110 км, из них 11 пешком, из них 1.1 в режиме камышекосилки ) (Траву мы бурили больше). Оптимальный путь в Старый Город, что говорить - не найден ) в Куралово – человеческий фактор, в Щербети – природный. Есть однако подозрение (см карту в самом первом посту) что остатки дорог можно найти из Щербети на дне высохших заливов. Увы, у нас времени проверять не было.
А в Старом Городе еще много, что осталось не найденным. Фундамент Педучилища и тюрьма. Не осмотрена Щербетская церковь, Красный вал. Можно заехать в Антоновку, на места, где было Бездненское восстание, в Балымер, где говорят есть курган суровых викингов, забравших с собой в холодные края Ибн-Фадлана Антонио Бандероса. В общем, пока вода низкая – дерзайте!
Авторизация
Поиск
Наши партнеры
Новости форума
- 20-21.07.24 ВелоПВД к слиянию двух рек Вторник, 09 Июль 2024 10:35
- ВелоПВД к р.Илеть 13-14.07.24 Среда, 10 Июль 2024 08:10
- Велопутешествие по Алтаю с 14-28 Августа (даты при... Четверг, 18 Март 2021 07:43
- 07-09.08.2020 - Многодневка "Тур по Краю"... Воскресенье, 02 Август 2020 20:47
- Весна, велосипед и Крым!!! Четверг, 01 Август 2019 08:29