Козьмодемьянск
Автор AhillРассказ о поездке с осмотром достопримечательностей по республике Марий Эл.
Автор: Ильдар Ахияров (Ahill)
Обсудить эту статью на форуме...
Дата: 29.07.2008-31.07.2008
Маршрут: Йошкар-Ола > Старожильск > Коротни > Козьмодемьянск > Троицкий Спас > Покровское > Копань > Сумки > Юрино > Марьино > Огибное > Юркино > Коротни.
В понедельник утром я приехал домой с дачи, с ведром смородины и необходимостью сотворить из него варенье на зиму. Да такое, чтобы пальчики оближешь - поскольку фанат смородинового варенья у нас всего один, и это я, а себя обижать нельзя ни в коем случае. Не буду утомлять читателя остальными подробностями своего быта, но сделать надо было много, а времени - как обычно мало. Не вернуться в четверг было смерти подобно, а хоть куда-нибудь да съездить хотелось до колик в хотелке, ибо что же это за отпуск, целиком проведённый в городе?
Чтобы ехать не слишком далеко, но и не очень близко - и был выбран Козьмодемьянск, тем более, что недалеко есть ещё и замок Шереметьевых в Юрино... Итак, решено. Старт - в 2 ночи во вторник. Пока разобрался с бытовыми делами, пока собрал рюкзак (кстати, огромное спасибо за него Antonio) - оказалось, что на часах уже час ночи. Первая мысль была: не спать. Вторая - а что же тогда делать целый час? Так что я всё же вздремнул. Будильник пропищал, что пора на выход - и я двинулся в путь. Ехать с рюкзаком на багажнике было немного непривычно, поэтому старался не гнать. Взял билет, пошёл на дизеличку в Йошкар-Олу и тут-то меня ждал первый сюрприз: велосипед с рюкзаком на багажнике - оччень тяжёлой вещицей оказался. И даже перетаскивать оный через пути мне было нелегко. В дальнейшем этот факт ещё неоднократно напоминал о себе. В дизеличке - поспал, насколько это было возможно, и вот я в Йошкар-Оле.
Сперва хотел купить карту, чтобы ехать оптимальным путём. Но оказалось, что в пол-седьмого киоски с печатью ещё не работают. Потому, вспомнив, что дорогу мне держать на закат, двинул, подставив солнцу спину. И вот, попетляв изрядно по улицам красного града сего, проехав мимо славной площади и дома с часами, мимо башни водонапорной полуразрушеннной-полувосстановленной, а также мимо других интересных строений, я выехал в какое-то поле. Солнце предательски пряталось за облаками, поэтому пришлось лезть в рюкзак за славной вещицей, именуемой компасом. Эта вещица-то и показала мне, что выехал я в сторону северную. Пришлось возвращаться. Ещё раз я чуть не рванул не по той трассе, но вовремя увидел указатель на Санчурск и опять же свернул снова в город. Наконец, увидел слово Козьмодемьянск со стрелою и числом 110, и пошёл в направлении стрелы. Время было уже больше восьми, но девяти ещё не было.
Первые километры возмутили меня. И это называли "слабым трафиком"? Полоса нарисована одна, но едут ажно в два ряда, захватывая собою и обочину, где я качуся. Напрягает. К тому же, я иногда фотокамерой щёлкнуть желаю. Приходится съехать в траву, щёлкнуть, а далее минутами ждать окна, чтобы вернуться. Но после ипподрома трафик спадает и дальше ехать уже спокойней. Трасса идёт по лесу, с обеих сторон весьма однообразные деревья. Надоедает. Главное развлечение - следить за цифрами на велосчётчике, посравнивать его километраж с количеством столбов, посчитать, сколько ещё катиться при нынешней средней скорости... На момент выезда из города средняя скорость была 19 км/ч и мне хотелось поднять её до 20 и там удерживать. Иногда на пути попадались остановки с древними мозаиками, разглядывать которые было весьма интересно - хоть какое-то разнообразие.
Однообразный пейзаж трассы |
Остановки. Любителям истории предлагаю определить возраст |
Пытался съехать в лес и там пообедать. Но обедать тут же стали мной - комары! Пожевал курочку, расшагивая быстрыми шагами взад-вперёд - и снова в седло! На всём пути - всего пара сёл прямо на дороге. В одном из них заехал в магазин, купил пирожок, сок и мороженое. Как же хорошо есть, когда комаров нет! Люди смотрят? Велосипед разглядывают? Пальцем тычут? Да шут с ними, тебя не едят - и ладно!
По расчётам моим выходило, что если так и ехать "не меньше 20 в час" то к Козьме я могу выехать часам к трём. Примерно так и случилось. В 14 унылая трасса наконец упёрлась в первый на ней перекрёсток. Налево пойдёшь - на паром попадёшь (5 км), направо пойдёшь - в Юрино придёшь (87 км, что меня несколько напрягло тогда, и не зря, как оказалось позже).
Ещё чуть-чуть - и я уже на берегу Волги. Проезд с велосипедом на пароме стоит 40 рублей. А вот и паром, плывёт к нам навстречу (на картинке - слева).
Это снимок сделан ровно в 15 часов. Вот что значит точный расчёт! |
Первым музеем, попавшимся мне на пути, оказался музей купеческого быта. Зайду, я же турист!
Внутри - старенькие клавесин и пианино, стулья, диваны... Купюры разных годов, преимущественно прошлого и позапрошлого века. Хотя есть и Екатерининские рубли... Патефон, машинки швейные - Зингер и подольская копия. Показывает это всё вот такая симпатичная девушка. Рассказывать не рассказывает, но на вопросы отвечает по мере своих сил и возможностей девичьей памяти.
Там же узнаю, как попасть в остальные музеи города. Итак, еду в этнографический. Ох и крутая горка к нему идёт... В первый раз воспользовался самой нижней передачей, но вкатился. Никого не видно, к кассе ведёт длинная лестница. Пристёгиваю велосипед внутри, но у входа. Авось, не заругают. Но нет, заругали. "Что? У входа оставил? Да ты что, а если унесут?! Несите его к нашему домику, оставьте вот здесь, на клумбе. Цветы? Да это всё равно не особо красивые цветы, так что давай сюда, а мы присмотрим!". Музей представляет собой деревянные здания, срубы, в стиле марийцев. Почти в каждое можно зайти, посмотреть внутренности.. Есть простенькая "курная изба" (курная - не потому что там куры, а потому что топилась по-чёрному), есть дом нормальный, у моих дедушки с бабушкой в татарской деревне такой же, только ткацкого станка внутри нет. Есть мельница, баня по-чёрному, хлев, амбар, кузница... На улице есть ещё пара колодцев - "журавль" и с воротом, лесопилка, ульи разные, типа пасека (пчёл нет), качели.
Внутри избы | Это вот я не понял, что такое |
Мельница | Баня по-чёрному |
Не знаю, насколько это характерно для налодов Марий-Эл, но было и такое |
После осмотра мне была предложена услуга, от которой я не мог отказаться - ночь в музее. Все средневозрастные сотрудницы музея в один голос заявили, что в здешних лесах небезопасно и ночевать надо именно здесь. Познакомили со сторожем дядей Сашей.
(заведующая) - Вот, это сторож, Александр Григорьевич, Саша. А вас как зовут?
(я) - Ильдар.
(сторож) - А по-русски как?
(я) - Так же.
(С) - Нет, я так не могу. Не запомню. Ты мне скажи, как по-русски тебя называют?
(я) - Да так же и называют, все - и русские, и остальные.
(С) - Нет, вот у нас, например, есть тут парень, Хасан, так его по-русски Вовой кличут. А тебя как?
По-моему, в итоге он действительно так и не запомнил. Ну да ладно. Оставил рюкзак в музее, а сам поехал по городку. Пока ходил - меня девушка одна попросила её сфотографировать. Так тётушки ехидно говорят: "что, невесту подобрал? проводить поехал?". Узнав, что мы как-то не успели совершить помолвку, тётушки расстроились. Поехал к музею О.Бендера, но тот уж был закрыт. И картинная галерея уже закрывалась, но девушки на входе сидели так картинно, что я не мог проехать мимо.
День кончается. Пройдено 130 км. Время в движении - 6 с хвостиком часов. Средняя скорость - 20,6 км/ч.
А вот и сторож. На фоне своей сторожки, снаружи которой заявлено, что это дом пасечника. Ух, конспирологи! Сторож, кстати, узнав, что я еду в Юрино, заметил, что парома туда вроде как уже нету. Так что, советовал он, надо вернуться на пароме в Коротни и ехать оттуда. 90 километров. Число 90 пугало, поэтому я решил рискнуть и попробовать удачу. Если не получится - уеду в Чебоксары. Снова пытаюсь выехать из города в нужном направлении по компасу. Раз-два, раз-два... А вот и под горку, ух хорошо-то как... Ой, не туда выехал. Надо обратно. В итоге нахожу нужную дорогу. Оказывается, параллельно ей есть велодорожка! Но только до выезда из города.
Маршрут выбран такой: Козьмодемьянск - Троицкий Спас (уже на берегу Волги) - Покровское (оттуда судя по карте есть паром на тот берег) - Копань - Сумки (между Копанью и Сумками на карте обозначена переправа). А вот и поворот на Троицкий Посад, направо! Оп-па, а дальше - совершенно симметричная развилка без указателей. Попробуем сначала вправо. Ух, хорошо катиться вниз. Ой, а почему это дорога заворачивает обратно? Какая ещё Красногорка?! Мне не сюда! Снова приходится возвращаться. Всего-то километр. Но в гору. Еду теперь по левой дороге. Тоже вниз. Ещё вниз. Ещё круче вниз.. Ветер свистит, руки сжимают тормозные ручки, хотя так не хочется... На спидометре - 40... 45... 48... 50... 51... Трещины в асфальте бьют по рукам даже через пружины. Дорога уходит в закрытый поворот. Вроде тут редко ездят... Но рисковать не хочется и сжимаю ручки сильнее, прекращая разгон. А вот уже и низ оврага. Знак "подъём 8%" (это значит на 100 метров дороги прирост высоты 8 метров). Да уж, спускаться было легче.
Проехать не вышло и 50 метров, иду пешком. Какая же это тяжёлая конструкция - велосипед с рюкзаком! После подъёма ещё долго ехал не спеша, восстанавливая дыхание. А вот и село! Зашёл в магазин, купил пачку сока. Пока пил - подходит мужик, просит помочь донести в машину мешок - а то ему нельзя поднимать тяжёлое. Иду, готовясь тащить стандартные 50 кг, а он, оказывается, даже 10 кг сахара тащить не может. Донёс. От червонца отказался. Спросил про паром. "Ох нифига себе" - сказал мужик. Паром, говорит, только из Козьмы в Коротни есть. А в Юрино уже три года как не ходит. "Так что или возвращайся, или езжай в Сумки, может кто там перевезти согласится. Мужики-то рыбу ловят, небось. Кстати, там, в Сумках, тоже церковь красивая. А карту свою выкинь. У людей спрашивать надо. Вот захочешь в туалет - там тебе карта твоя и пригодится." Собрав ещё троих мужиков, они посоветовались и показали, что в Покровское ехать по вот этой улице, где Сашка живёт. Или вот по той, где его брат. Всё равно к кладбищу выедешь. Оттуда - вниз к речке, по барже через неё переедешь и попадёшь в Покровское. Так и езжай. - напутствовали они меня. Так и поехал.
В Покровском всего две улицы да полуразрушенное здание на берегу (судя по всему, бывшая церковь).
Но и там я умудрился сперва свернуть не на ту улицу. На улицах дерутся козлы, а на выезде из деревни один похоже пытался вызвать меня на бой. Я биться не стал и обошёл его стадо полем. При попытке сфотографировать козла цифровик пишет, что аккумулятор сел. Дорога - плохая грунтовка. Скорость - очень низкая. Не помню уже, с чего я стал осматривать заднее колесо, но оказалось, что откручивается один из винтиков багажника. Закручиваю. Плетусь дальше. И вдруг - дорога становится асфальтовой! Причём асфальт хороший. И никого нет! Мигом разгоняюсь до 25 км/ч, жжж - жужжат шины... А вот и село, судя по всему - Копань. После него дорога уходит чуть влево, проходит мимо колхозных построек. Весело катиться по асфальту! А вот и какой-то указатель. Красная Горка? Не, нам такого не надо. А это что за остановка рядом? Емешеево?! Опять не туда выехал! Опять обратно. Около того злосчастного поворота налево съезжаю на грунтовую дорогу, выхожу к крутому берегу Волги. Где-то здесь нарисована переправа. Чу! Зашуршали, зашевелились кусты и оттуда вылез... велосипедист с велосипедом. "А нет ли тут перправы?" - спрашиваю. "Нет" - отвечает он, глядя на меня круглыми своими очами. Похоже, он тоже не ожидал встретить тут велосипедиста. На всякий случай оставляю велосипед наверху и спускаюсь по лесу к берегу. Метров 7-10 вниз, судя по деревьям. На берегу лежит гнилая лодка и бутылка из-под пива. Карабкаюсь по склону обратно, цепляясь за деревья. Еду по грунтовке в Сумки. Вдруг вижу на стеллу. Подъезжаю. На ней пречислены герои ВОВ - уроженцы Сумок. Рядом - надгробие. На надгробии надпись "здесь было родное село Сумки. 1990."
Еду дальше. Дорога идёт вниз. Разогнаться бы - но это грунтовка, испещрённая следами от ручьёв. Как бы не свалиться в такой вот след, поэтому осторожничаю. А вот и село! Точнее, реставрирующаяся церковь и шесть избёнок рядом с нею. Меня громко приветствует весёлый долговязый старик: "О! Руссо туристо! Облико морале!". Здороваюсь с каким-то мужиком, спрашиваю насчёт переправы. Тот советует обратиться к Семёну, показывает его дом. Из дома выходит женщина и говорит: "Маа?". Я, конечно, сразу всё понял, и заявил, что я по-марийски - ни-ни. А вот по-русски - завсегда пожалуйста. Преодолев таким образом языковой барьер, я выяснил, что Семён отдыхает после ночной работы и будет отдыхать ещё минимум час. Первый мужик, узнав о том, предложил зайти в столовую при церкви попить чаю. К чаю прилагались суп и гречка. После он же заявил "а чего нам ждать Семёна? Давай я же тебя и перевезу. Правда, у него мотор, а у меня - вёсла. Грести будем по-очереди." Так и поплыли. Грёб, правда, больше он. Я плохо ориентировался в рулёжке и оттого много вертелся. Отблагодарил мужика 70 рублями и поехал в Юрино.
А вот и лодка, приплывшая со мной с того берега |
В Юрино мне было заявлено, что экскурсия мне обойдётся дорого. 200 рублей, независимо от числа слушателей. Если экскурсия с храмом - то 300. Поскольку я один - то и платить все 200 мне одному. Плюс 10р. за вход и 15 - за фотографирование. Экскурсовод был весёлый, звали Пётр. Замок - красивый, но побитый жизнью и советской властью. И вообще сейчас в нём гостиница.
На фото - замок со стороны Волги, т.е. с южной. Белым обрамлен парадный вход. Постоянно действовавший вход - с северной стороны.
Экскурсия проходила в духе: "а вот здесь была стеклянная стена, а за ней - оранжерея. Представьте, как было красиво зимой: по стеклу сползает снег, а за ним - пальмы". Или "а здесь была курительная комната. Сейчас у нас здесь самый дорогой номер", "здесь была картинная галерея. Она поражала своим великолепием". Однако, кое-что осталось. Во-первых, внешний вид. Он и сейчас впечатляет. Внутри состяние хуже. Но остались некоторые мозаики, почти сохранена планировка. "Отреставрированные" комнаты производят впечатление новодела, хотя и "под старину". Есть у замка и свои легенды, которые экскурсовод рассказал и тут же откомментировал. Так что если кто поедет - экскурсию рекомендую.
Богатство рода Шереметьевых впечатляет. Ощущения остаются двойственные. С одной стороны "тоже хочется" - а с другой лезут гнусные мысли об экономической неэффективности подобного барства. С такими вот нестройными мыслями я и покинул это славное место.
Выезжая из Юрино и ища дорогу на Йошкар-Олу я вдруг заметил, что замок-то - на самом берегу, а по карте - нет. И Сумки там далече от берега... Ё-моё, да ведь у меня карта - до постройки Чебоксарской ГЭС! Замечательно скатался! Спрашиваю дорогу у местных, выезжаю на трассу. Указатель "Йошкар-Ола 187" радует глаз и греет утробу. Уже вечереет. Может, автобус? Вот как раз приехал из Йошки. Но он обратно уже не едет. Так что решаю пока катить по трассе, а утром - на первый же попутный автобус. Ведь завтра мне уже надо быть в Казани! Отезжаю чуть в лес по нужде - и вижу, что лес в этих местах какой-то странный. Никак, заколдованный. Серый, высокий - и без единого листа. И корни внизу какие-то серые и толстые. Даже не знаю, что бы это могло быть. Но сбежал поскорее из тех колдовских мест.
За вечер до заката прокатил ещё 42 километра. Всего за два дня - 240 км. Места болотистые, по обе стороны от дороги почти везде стоит вода, еле нашёл место для стоянки. Комаров - тьма. А я забыл крышку от кастрюли. На ужин - каша с комарами и чай из комаров. В палатку всё забрасываю как можно быстрее. Но тем не менее утром насчитал в ней 10 штук комаров. Холодно. Оделся потеплее, натянул на шлем капюшон и еду дальше. Проехал снова до Коротней, там автобусная станция и первый автобус - в 8:00. А сейчас - как раз 7:55. Вовремя я
Беру билет+багажный. Под слова кассира, что вообще-то с такими велосипедами на автобусах не ездят, затаскиваю вел в ПАЗик и ставлю в проходе, задним колесом на подъём к двигателю. Теперь главное его держать, чтобы не упал - и вроде никому не мешает. За три дня проехал 296 километров.
Где-то за 2-3 часа доехали до Йошкар-Олы, где меня ждал сюрприз. Поезд есть в 7:50, на него я явно не успел, а следующий - только в 17:25, до него ещё уйма времени. Можно было своим ходом ехать - и ещё успел бы. Отзвонился Позису, забрал DVD с фильмом от Яркого. Погулял чуток по городу - пешеходный бульвар, мостик через реку, посмотрел на площади в центре часы с осликом, несущим икону... Купил черники у бабушки, поел. И поехал домой.
Часы с осликом |
В итоге - понравилось всё кроме трассы. Крутить 5 часов педали при практически неменяющемся пейзаже - весьма уныло. А когда осознаёшь, что на машине проехал бы то же самое за 2 часа или меньше - ещё и грустно.
Авторизация
Поиск
Наши партнеры
Новости форума
- 20-21.07.24 ВелоПВД к слиянию двух рек Вторник, 09 Июль 2024 10:35
- ВелоПВД к р.Илеть 13-14.07.24 Среда, 10 Июль 2024 08:10
- Велопутешествие по Алтаю с 14-28 Августа (даты при... Четверг, 18 Март 2021 07:43
- 07-09.08.2020 - Многодневка "Тур по Краю"... Воскресенье, 02 Август 2020 20:47
- Весна, велосипед и Крым!!! Четверг, 01 Август 2019 08:29