Аланды: красивые и доступные
Автор Татьяна ЕньковаРассказ о поездке по островам Аланды (Финляндия) 22-30 июля 2007 года.
Автор: Татьяна Енькова
Дата: 22 – 30 июля 2007 года.
Маршрут: Чебоксары - Санкт-Петербург – Turku – Kustavi – Brando – Vardo – Mariehamn – Foglo – Koker – Corpoo – Parainen – Roissalo – Turku – Санкт-Петербург – Туапсе (курсивом выделена велосипедная часть маршрута).
Участники:
Еньков Дмитрий, г. Чебоксары;
Енькова Татьяна, г. Чебоксары;
Саратовцев Василий, г. С-Петербург (синим курсивом).
22 июля (воскресенье)
Встали на рассвете, ведь сегодня мы начинаем наше такое долгожданное велопутешествие по островной части Финляндии. Много было препонов на пути достижения этой цели: и загранпаспорта, и визы доставили немало хлопот, однако все получилось!
Доехали своим ходом до железнодорожного вокзала, оказывается по трассе Новочебоксарск-Чебоксары надо ездить в 5 утра, никого нет, никто с дороги не сгоняет. Разобрали велики, впихнули в сшитые специально для этой поездки велочехлы. В поезд загрузились без проблем, проводники не требовали денег за багаж или что-либо подобное. И в этот раз, и в дальнейшие просто спрашивали, что это такое большое в синих мешках. Услышав наше «велосипеды», отворачивались, потеряв всякий интерес. А вот в пассажирах мы наоборот будили любопытство. Всем было интересно узнать, куда мы едем. Узнав наш маршрут, восхищенно ахали.
Сегодня мы проехали 20 км.
23-24 июля (понедельник-вторник)
Прибыли в С-Пб днем. Василий, как и обещал встретил, правда без велосипеда, из-за чего наша процессия приобрела вело-пешеходный статус. Однако на подходах к Литейному мосту желание покрутить педали взяло свое и было решено, что Еньковы едут своим ходом через мост, а Василий – тем же путем, но на троллейбусе. Встретились на Финляндском вокзале, взяли билеты на электропоезд до Сестрорецка и поехали.
Т.е. Питера мы толком и не увидели. Зато Василий устроил нам замечательную прогулку по Сестрорецку, парку «Дубки» и даже показал местную достопримечательность – памятник гениальному футболисту, хоккеисту и тренеру – В. Боброву.
Но вот и подошло время выезжать в сопредельную нам Финляндию. Подъехал наш водитель Алексей на Opel Zafira. Огромный ему респект за профессионализм. Погрузив велосипеды на крышу, выехали.
Обе границы, и русскую, и финскую прошли на удивление быстро. У финнов правда возник вопрос о нашем маршруте, естественно сходу вспомнить все названия мы не смогли и предложили показать все на карте. Однако наше предложение отчего-то не нашло отклика в душе погранца и мы были отпущены на волю. Вот она, Финляндия. (Кстати, перед тем мы заглянули в Дьюти фри, где затарились коньяком, ликером и пивом. Коньяк покупался на дождливую погоду, пиво – на жаркую, а ликер – так, для души).
Как было сказано выше, границы были пройдены в максимально сжатые сроки, а точнее – за 35 минут. И поэтому к Турку мы подъехали около 3 часов ночи (по финскому времени), делать там в это время было категорически нечего, поэтому водитель отвез нас прямиков в Kustavi , а точнее – даже за него, ближе к парому. Таким образом, ни Турку, ни Кустави мы так и не увидели.
В 4 утра сноровисто разгрузили машину, расплатились с водителем (240 евро) и начали приведение велосипедов в боевую готовность. Но были атакованы ужасно голодными комарихами. Не кормят их финны, что ли? Пришлось спешно одевать штаны Впрочем, и погодка не располагала хождению в шортиках и топиках: +16, сильный ветер и моросящий дождь.
Но вот наконец все собрано. И мы едем, уже своим ходом, по финской земле. Подъехали к парому. Первый должен быть в 5 утра. Вот и отлично! Значит ждать всего ничего, каких-то 10 минут. Вдалеке показалось нечто большое и желтое, которое на поверку оказалось паромом. Представлял он из себя простую платформу, был привязан к тросу (потом мы такие паромы называли «на веревочке») и там не было места, где бы можно было укрыться от ветра и дождя. Зато передвигался этот паром на редкость шустро, мы успели сделать всего пару снимков и уже через 5 минут были на противоположном берегу.
Наверное нет нужды говорить, что мы были единственными пассажирами этого парома в том рейсе. Остальные видимо спали в своих теплых и мягких постельках и только нас гнала вперед жажда приключений.
Проезжая по первому острову ещё архипелага Турку, мы встретили косулю, которая, выбежав на дорогу, стояла и какое-то время смотрела в нашу сторону (здесь я пожалел, что у меня нет длиннофокусного объектива, так мог бы хороший кадр получиться).
Проехали и через этот остров, по пути встретив косулю, и прибыли на пристань Osnas. Тут стоял у пирса совсем другой паром: в нем мы нашли мягкие диванчики, теплый туалет и горячий кофе. Правда прежде чем мы всего этого достигли. Пришлось простоять на пирсе в ожидании посадки 1,5 часа.
Кстати, во время пути на Osnas, мы увидели знаменитый железный скелет, находится он около местечка Tuuviikintie и не заметить его невозможно.
Путешествие на этом пароме длилось чуть более получаса и вот мы снова на берегу. Прибыли мы в порт Ava, что находится в провинции Brando.
Провинция, или коммуна Brando насчитывает около 1200 островов. Сеть дорог соединяет более 30 островов и это очень удобно для тех, кто путешествует самостоятельно на велосипеде, мотоцикле или машине. А таковых – немало.
Не успели еще толком отъехать от пристани, как Василий предложил сделать остановку и покушать. Действительно – ведь в последний раз мы ели часа в 4 вечера прошлого дня. Самое время позавтракать. Нашли стояночку в лесу, со столами и туалетом, который особенно потряс Дмитрия. Ну не ожидал человек, до этого в Финляндии не бывавший, встретить в глуши такое уютное местечко. Сварили рис, выпили коньячка за успех предприятия. А тут и настоящий дождь подоспел.
Мда, перспективка невеселая, да что делать, надо ехать. Вот и поехали. Доехали до центра Brando, где нашли почту. Отправили открытки друзьям и родным (наша открытка нашла своего адресата аж 3 августа, когда мы уже ехали в поезде в Туапсе). Затем поехали в кафе, выпили по чашке чая/кофе, но оттуда нас согнала большая толпа туристов из автобуса. Кстати, экскурсанты эти сами кофе за редким исключением, и не пили. Но мы уже ушли из этой кафешки и поехали в местную кирху. Находится она у черта на куличках, относительно поселка конечно.
Надо сказать, что церкви этой чуть более 100 лет, она была основана в 1893 году. В принципе, ничем не примечательная деревянная церквушка, а при ней кладбище. По давней своей привычке произвела нехитрые математические вычисления. Да уж, долго же жили эти жители Аландов: 80-85-90 лет, причем как мужчины, так и женщины.
Так как, до следующего парома времени еще было предостаточно, то мы и остановились возле этой самой кирхи. Заходить в внутрь мы как-то не решились. Таня с Димой пошли бродить по окрестностям, я же пристроился на скамеечке во дворике, где и проспал около часа под моросящем дождём. Сказались - напряженный накануне день перед выездом и бессонная ночь в машине.
Попасть внутрь кирхи мы так и не смогли. Зато рядышком была скамеечка, на которой мы и отдыхали. Просидели мы возле этой церкви около 2 часов, в течении которых наблюдали людей, которые туда приезжают. Кто только не путешествует по белу свету! И какие только виды транспорта при этом не используют: и машины, и мотоциклы, про лисапеды и говорить нечего. Одна пара даже на тандеме приехала.
Впоследствии мы с ними со всеми встретились на пароме Torsholma – Vardo. Паром этот большой, вмещает 300 людей, кучу легковушек и 4 фуры. И идет он долго, по местным меркам – 2,5 часа. Конечно, сегодняшний день был тяжелым, бессонная ночь, сырость и все такое. Поэтому всех разморило в тепле и потихоньку все уснули.
Но вот и Vardo! Хоть здесь и моросит дождь, впереди видно голубое небо. Наш путь лежит в кемпинг Sandosund. По дороге обогнали всех потенциальных «конкурентов» и первыми достигли цели. Стоянка в кемпинге нам обошлась в 11 евро + 15 евро отдали за сауну. Сауна стояла прямо в море, на сваях. Я только помылась, а Дима с Васей отменно попарились. И даже нашествие наглых немцев, вломившихся в парилку, не испортило удовольствия. Пока мужчины парились я наблюдала за группой туристов. Они пожарили лук с тушенкой (на мой взгляд, тушенка была сорта этак второго, т.е. мы бы такую есть не стали!), сварили макароны, нарезали салатик из огурцов. «Во финны дают! Прям как мы!» - подумала я. Но впоследствии оказалось, что это не финны, а наши бывшие братья из соцлагеря – эстонцы.
На этом день и закончился. Сегодня мы проехали 41,5 км.
25 июля (среда)
Sandosund - Marienhamn
Проснулись около 10 утра, пока завтракали, умывались и собирались, было уже 12. Не успели отъехать от кемпинга, как посетили первый в этот день музей – музей Отто Андерссона. Не знаю зачем, но там было собрано очень много кукол, на каждой прикреплен листочек с именем и датой. К сожалению, понять для чего это было сделано, я не смогла.
Но едем дальше и доезжаем до крепости Бомарсунд, вернее до ее остатков.
Посещение здесь бесплатное, но не рекомендуется карабкаться на крепостные стены (ха-ха-ха, именно этим мы и занимались). Приятно, что информация об этом памятнике истории и культуры есть и на русском языке, а рядом вообще стоит памятник русским воинам-защитникам крепости.
Но наше путешествие продолжается, и мы едем по направлению к Кастелхолму – старинному замку. Правда, перед замком нам встречается музей деревенского быта под открытым небом, где уже немолодые аландцы демонстрируют старые ремесла. Мы с Димой с удовольствием наблюдали за процессом изготовления пенькового каната. Впоследствии эти канаты можно было купить по 10 евро.
А вот так аландцы перевозят детишек на велосипедах:
Так вот, выехав из этой деревеньки, мы каким-то образом и проскочили замок Кастелхолм и наблюдали его исключительно издалека.
Однако уже хочется и перекусить. Мужчины отметают все предложенные мной варианты и правильно делают! Потому что впереди на горе видна башня, а рядом кафе. Велодорожка выводит нас прямиком к этому месту. Как же здесь замечательно! Отличный панорамный вид из окон.
Мы взяли за 8,5 евро пасту с салатом. Я конечно хотела есть, но не так! Порции явно не для девочек. Огромная тарелка с макаронами, овощами , а также с мясным/рыбным блюдом на выбор. Вот это да! Праздник живота, не иначе. Поев, ребята вдоволь нафотографировались, а я занялась своим излюбленным занятием – пастьбой в прилегающем лесу. Я столько ягод наверное за всю жизнь не съела, как в этом походе: землянику, чернику, смородину красную и черную, костянику, крыжовник! И была еще какая-то ягода, на вид похожа на красную смородину, но абсолютно безвкусная. Ну просто вообще никакая... но судя по всему, не ядовитая, раз я пишу этот отчет.
Только выехали, и очутились в Godby, где затарились продуктами на ужин, оставили там почти 19 евро, в принципе не очень много, особенно если учитывать количество продуктов, которое мы еле-еле распихали по рюкзакам.
Дальнейший наш путь проходил по велодорожкам либо по проселочным дорогам. Мы вдоволь налюбовались сельскими Аландами. Живут они как-то размеренно. Неудивительно, что средняя продолжительность жизни 85 лет. Этот сугубо ненаучный вывод был сделан после посещения нескольких кладбищ при кирхах.
Но вернемся к нашему путешествию. Вот мы и подъехали к Мариехамну. Да, чувствуется, что это большой город, ведь здесь живет аж 25 тысяч человек. Жизнь здесь кипит! Довольно быстро нашли наш кемпинг. Он конечно более современный, урбанистический что ли... чтобы попасть в туалет, надо набрать код на двери, например. Надо было видеть стоящей меня возле этой закодированной двери и соображающей: 4689 или 4986? Ну напрочь вылетели все циферки из головы! Зато душ бесплатный. Но и дороговатый кемпинг, мы заплатили 20 евро. Кемпинг расположен на склоне, поэтому найти ровную площадку не удалось. Все хорошие места были заняты. Нашли более-менее горизонтальную поверхность, разбили лагерь, поужинали, выпили текилы, понаблюдали за буйными нетрезвыми немцами и отправились смотреть город.
В эти дни в Мариехамне проходил рок-фестиваль, поэтому видимо народу на улицах было полно. Прошлись по главной торговой улице, по набережной (восточной), потом опять пошли в центр. Домой вернулись за полночь, усталые, но довольные.
В этот день мы проехали 55 км.
26 июля (четверг)
Mariehamn – Foglo
С утречка проснулись, позавтракали в темпе вальса и на велосипедах без груза поехали осматривать город. Первым делом поехали на Pommern – корабль, который ходил под парусом в первой половине 20 века. Облазили его весь, благо можно было заходить практически во все помещения, включая трюм и каюту капитана.
На паруснике встретили своих соотечественников - первое желание было к ним подойти. Но, услышав, как они стали громко перекрикиваться друг с другом, обращая на себя всеобщее внимание, мы быстро ретировались с парусника. Кстати, вызывающее поведение русских туристов на западе, нисколько не считаясь с окружающими, довольно распространенное явление.
Вход на корабль стоит 5 евро, но можно приобрести музейную карту за 8,5 евро, она дает право посещения 4-х музеев. Конечно логичнее было бы эту карту приобрести еще в Кастелхолме, но мы туда не попали, к сожалению.
Время на корабле пролетело незаметно, надо было ехать опять в кемпинг, сдавать место. А ведь мы еще хотели пообедать. Обедали в пиццерии, где с трудом добыли пиццу. Одна из пицц было Mexicano. Да, такого мы не ожидали. «Пожар во рту», - это еще слабо сказано. Димка так вообще отказался ее есть!
После пиццерии случайно заглянули в магазинчик керамики и стекла. А там же оказалась и мастерская, и я с восторгом наблюдала, как из комочка чего-то непонятного «родился» фужер. Оказывается, все, что продавалось в этом магазине, было сделано вручную в этой же мастерской!
Потом потаскались еще по магазинам и наконец-то в 5 вечера выехали. По дороге посетили еще одну кирху, очень старую, 1679 года, потом заехали в маркет, где взяли мороженого и как настоящие местные жители, съели его, сидя в креслах возле магазина. Красота!
Была мысль искупаться, но так как уже время было к 19, то решили это дело отложить. В Svino сели на паром и поехали в Degerby.
Все-таки жизнь на материке и островах очень сильно отличается. Здесь даже природа другая!
Все время можно наблюдать лебедей, гусей с выводками.
Наконец нашли наш сегодняшний кемпинг, это CC Camping. Хозяин его очень старенький, родился и вырос в Нью-Йорке, был художником, потом вышел на пенсию, увлекся пением и переехал жить на Аланды. Кемпинг очень уютный, народу совсем мало. Взяли с нас 11 евро за кемпинг и 11 евро за сауну.
Сауна изумительная! Стоит вдалеке от кемпинга на берегу моря, ни единой души рядом. Поэтому сначала ребята, а потом и я, сливались с природой.
Продолжили вечер ужином с коньячком.
В этот день мы проехали 40 км.
27 июля (пятница)
Foglo – Koker – Carpoo (Nagu)
С утра меня разбудило солнышко, которое заглядывало в палатку, и я решила не терять времени даром и сходила к сауне искупаться. Как же это замечательно! Утро, солнце, море! Позже ребята последовали моему примеру. Не успели мы выехать, как резко изменилась погода – набежали тучки, похолодало.
Пока ждали паром на Koker, совсем подмерзли, а потом пошел дождь.
Вот так Аланды! И встречали, и провожали нас дождем.
Первоначально планировали остановиться на ночлег на о. Koker, однако потом решили просто осмотреть все достопримечательности и поехать на Корпо. В итоге, в стиле «галопом по Европам» объехали весь остров посетили местный музей домашнего быта, раскопки францисканского монастыря 1300 года и стоянку бронзового человека, 3-х тысячелетней давности. И, все это под дождем! Естественно, промокли. Дима хоть и был в кедах, оказался самым сухим из нас. Мы все боялись опоздать на паром, а он пришел с получасовым опозданием. Хорошо хоть дождь к тому времени закончился.
Прощайте, Аланды! Впереди нас ждет архипелаг Турку.
Вот и Корпо. Нам надо в сторону острова Nagu, поэтому сворачиваем на дорогу 180, в дальнейшем до Турку будем ехать по ней. Снова паром «на веревочке», и сразу же указатель на кемпинг, влево. Посмотрели, никакого кемпинга нету, только кафешка. Подумали, что ошибка. Проехали метров 400 вперед и увидели справа собственно кемпинг. Заехали, попристовали к людям. Они нам все показывали в одну сторону. Поездили там, reception отсутствует. Хорошо, нашелся один голландец, который аж бежал за нами, он то и сообщил, что reception и кафе – это одно и то же. Зашли в кафе. Негромко играет джаз и очень вкусно пахнет едой. Уходить неохота, а охота кушать! Но сначала расселение.
После помывки в душе, кстати сказать, бесплатном, единодушно решили пойти на ужин в кафе. Уж очень хотелось супчика. За свои 25,5 евро получили 3 тарелки солянки (почему-то без лимона и оливок), хлеб, масло, сметану и кувшин воды. Хотели еще взять салат, но русскоговорящая барменша сказала, что и супа нам хватит, вот если не наедимся, тогда она подаст салат. И ведь была права! Уж не знаю, что ей двигало – то ли экономила наши деньги, то ли просто лень было делать салат.
Разморенные горячей и сытной солянкой, пошли спать.
В этот день мы проехали 40,5 км.
28 июля (суббота)
Nagu – Parainen
Проснулись с утра – вроде солнышко, но ветер сильнейший, с вечера так и не утих. Позавтракали по-спартански, доели остатки сыра и схомякали банку купленного тунцового фарша в масле. Есть можно, конечно, но что мы еще хотели за 0,45 евро? Кухня в этом кемпинге отвратительная, одна плитка, и та была занята каким-то импортным дедком, но у нас с собой было: достали кемпингаз.
Итак, выехали часов в 10. Была суббота и мы где-то через 12 км приехали в их «районный» центр Nagu и попали прямо на базар. Что здесь только не продавалось! И ведь народ специально приезжал на эту ярмарку. Ну а я нашла лавку старьевщика и купила себе старый ножик в кожаных ножнах. Там же увидели красивый парусник, современный конечно.
Хоть и солнечно, но прохладно – всего +18 по Цельсию, да еще с ветром, поэтому лучше ехать, чем стоять. Проехали еще немного и увидели какое-то заведение общепита. Оказалось, что здесь еще можно прикупить рыбы, и вообще мясных блюд не наблюдалось, зато в изобилии был представлен рыбный стол. Кстати, буфет здесь был самым дорогим из тех, что встретились нам по пути до этого: 15 евро за 1 тарелку. Но мы не жалеем, уж очень было вкусно! И сладкие блюда дорогие 2-4 евро за порцию. А вот рыба была в продаже (в магазинчике) по приемлимым ценам и я даже пожалела потом, что не купила.
После сытного обеда посмотрели карту и увидели, что ехать нам всего ничего. Зато на карте обнаружились значки, показывающие наличие в окрестностях каменоломен. Вот Василий и предложил съездить на них посмотреть, заодно и продлить маршрут. Сориентировались на местности и свернули с дороги №180 влево. Отъехали буквально с полкилометра и по правой стороне увидели затопленный каньон, явно творение рук человека. Жаль, что фото не передает и десятой части этой красотищи.
А вот дальше дорога оказалась ничем не примечательной, если не считать того, что асфальт внезапно закончился. В поисках очередной каменоломни мы въехали в какую-то гору по дороге, покрытием которой являлись довольно крупные булыжники.
В-общем, и дорогой это сложно назвать. Ладно хоть на вершине нам встретились мама с дочкой. На вопрос: «Are you lost?» мы честно ответили: «Yes!!!!!!!» В-общем, показали они на карте, куда нам ехать дальше.
Еще километров 7 грунтовки и асфальт, это чудо цивилизации. Ну что же, нечего было говорить, что у финнов такой хороший асфальт, аж противно. Хотели «бездорожья» - получите.
Незаметно въехали в пригород Parainen и сразу стали искать магазин, дело шло к вечеру уже, было около 18:30. С ходу найти ничего не удалось, поэтому поехали в кемпинг, решив продолжить поиски попозже. Этот кемпинг оказался самым дорогим – здесь только за место под палатку содрали с нас 10 евротугриков да плюс по 3 евро с человека. Сауна есть, стоит 12 евро, но выхода к морю не имеет, к тому же, чтобы в нее попасть, Василию и Диме пришлось преодолеть множество препятствий. Дело в том, что придя к назначенному времени, они обнаружили сауну запертой, хотя при оформлении и оплате было сказано, что она будет открытой. Естественно, пошли на reception. Их там встретила группа людей арабской внешности, с которой у них произошел диалог следующего содержания:
Наши: We want the sauna.
Арабы: What sauna?
Н: Small!
A: Smoke?
Н: No smoke, small!
А: Whats your name? (а надо сказать, что оформлялось все на меня, а платил Василий со своей карты)
Н: Енькова
А: I dont know!
Н: Саратовцев!
А: I dont know!
Наши: Тьфу!!!
Развернулись и ушли.
Ушли с твердым намерением вломиться в любую открытую баню и не уходить оттуда до тех пор, пока не попарятся как следует. Но это не потребовалось. Их догнали арабы и сообщили, что дико извиняются, произошло трагическое недоразумение и конечно же мужчины смогут попариться прямо сейчас. Но не тут-то было! Сауна и впрямь оказалась заперта (к немалому удивлению хозяев), и один из них был отправлен за ключами. Ушел он за ними пешком, а вот вернулся на Volvo, да так резво, что чуть не снес к чертям собачьим эту злополучную сауну. Кстати, по уровню пара эта сауна оказалась одной из лучших, которые они посетили в эту поездку.
Но вернемся к кемпингу. Душ здесь бесплатный, правда висит объявление, мол прием душа не больше 5 минут, однако за дверью с секундомером никто не стоит. Так что только наша совесть решала, сколько мыться. На кухне есть электроплиты с работающими духовками, вода, холодильник и все! Ах, да! Еще одна невесть кем забытая сковородка. Разложились и решили ехать добывать еду, а в идеале где-нибудь поужинать. Однако наши мечты были разбиты о суровую реальность финского бытия. В 7 вечера в субботу тут не работает ни один! Магазин. Даже продуктовые. И ни одно кафе, пиццерия или что-нибудь подобное. Интересно девки пляшут, по четыре штуки в ряд. И что делать? Из еды только крупы, шустроразводимая картошка и все! Даже хлеба нет! Хорошо хоть у них АЗС в это время работают. Там мы купили молока, сарделек, каких-то хлебцов и плюшек к завтраку. На вопрос, почему все закрыто, продавец молока и бензина ответила: «маленький город» и развела руками. Да уж, попали...
Сегодня мы проехали 66 км.
29 июля (воскресенье)
Parainen – Turku – Roissalo
Сегодня практически последний день нашего велопутешествия и нам обязательно надо попасть в Турку пораньше, чтобы успеть купить билеты на завтрашний автобус до Санкт-Петербурга. Поэтому подъем был непривычно ранним – аж в 8 часов. Позавтракали и выехали по направлению к Каарине по 180-й дороге. Велодорожка здесь просто замечательная, полное отсутствие на ней гравия очень нас порадовало. Кстати, хоть шоссе и практически ровное, велодорожка имеет много спусков и подъемов, переездов через тоннели и т.п. Таким образом, скучать не приходится. И вообще, слухи о том, что Финляндия ровная как стол, сильно преувеличены.
Наша ставшая уже родной 180-я дорога плавно перешла в 110-ю и уже чувствуется приближение к большому городу: усилился дорожный трафик, появились мосты-развязки.
Самое главное здесь не заплутать на съездах, поэтому на первой же развязке поворачиваем на Турку и больше никуда не сворачиваем, двигаемся только прямо. Так доехали почти до Турку и увидели торговые центры, в т.ч. и магазин Sportia. На другой стороне дороги был еще Storm но мы в него, к сожалению, не попали. Зато в Спортии купили кучу одежды и обуви с приличными скидками, для всей семьи.
Купить-то купили, да вот куда класть? С горем пополам все это втиснули.
Только отъехали от магазина, как нашли информационный щит с картой. Отлично, теперь знаем, куда ехать дальше. Неспешно, любуясь городом, собором,
докатили до автостанции. Буквально за считанные минуты купили билеты, продают при предъявлении паспорта. 1 билет Турку–СПб стоит 47 евро. За багаж (велосипеды) велено было заплатить в автобусе. Ну и замечательно!
Тогда едем в кемпинг. Наше сегодняшнее пристанище находится на острове Roissalo. Естественно, пока его искали – заблудились.
Вместо Roissalo заехали в Panzio, а это промышленная зона. Еще едем и думаем: «Ну надо же в таком экологически неблагополучном месте кемпинг сделать!» В итоге уперлись в забор. Сами сориентироваться не смогли, пришлось «брать языка». А народу ведь никого нету – воскресенье как-никак. Хорошо хоть какая-то пара на машине ехала. Кстати, люди здесь всегда с готовностью показывают дорогу. Если сами не знают, то спрашивают у других. Народ очень отзывчивый.
Но наконец и Roissalo наш нашелся. Через весь остров проходит велодорожка, а сам этот остров похож на заповедник: тут и гуси, и фазаны, про уток уже и не говорю. А еще мы увидели то ли яков, то ли зубров. Не знаю как называются эти волосатые коровушки с внушительными рогами.
Очень много детенышей. Похоже, они их там специально разводят. Кемпинг здесь большой и разделен как бы на 2 части – «бедную» и «богатую». Их различие состоит в качестве основных услуг: душ, кухня, туалет. В «богатой» части все гораздо цивильнее, но находится под замком. Замок открывается карточкой. Карточка стоит 5 евро. Так что, если у вас есть эта кемпинг-карта, можете смело селиться в «богатой» части и пользоваться всеми благами. Кстати, цена места под палатку и за персону одинакова. К сожалению, не помню уже сколько. У нас чудо-карты не было, поэтому поселились в демократичной части кемпинга. Кстати там и народу было очень мало. Напрягала только группа выходцев с Востока, их там была целая семья. Кстати, пищу приготовить было не на чем, т.е. плитки отсуствовали напрочь. Ну что же, не зря мы возили с собой кемпингаз!
Как всегда, на поле мы стояли одни. Вообще, мы заметили, стоит нам где-то появиться, вокруг образуется вакуум. Сел Дима на скамейку, например, так больше никто туда не присел! Быстро поужинали, помылись в бесплатном и абсолютно пустом (!) душе и спать. Завтра подъем в 5 утра, ведь наш автобус из Турку выезжает в 9.
Сегодня мы проехали 45 км.
30 июля (понедельник)
Турку – Санкт-Петербург
Подъем в 5 утра немного напряг. Еще с вечера хотели до Турку доехать на автобусе – маршрут №8 весь вечер маячил перед глазами. Но утром решили ехать своим ходом. А то какое-то неспортивное завершение нашего матрасного похода получается. Опять проехали мимо яков, гусей. Гуси наглые, дорогу уступать не хотят, шипят еще. В общем, чувствуют себя здесь полноправными хозяевами!
На автостанции встретились с парой, они путешествовали 2 недели по Швеции и Аландам. Я их опознала по велочехлам «Снаряжения».
Дружно погрузили наши 5 великов в автобус, заняв почти всю заднюю часть багажника. Вот и автобус отправляется, как жалко, так не хочется уезжать!
Ах, Финляндия, я не говорю «Прощай», я говорю – «До свидания», мы обязательно вернемся и на этот раз c детьми.
Авторизация
Поиск
Наши партнеры
Новости форума
- 20-21.07.24 ВелоПВД к слиянию двух рек Вторник, 09 Июль 2024 10:35
- ВелоПВД к р.Илеть 13-14.07.24 Среда, 10 Июль 2024 08:10
- Велопутешествие по Алтаю с 14-28 Августа (даты при... Четверг, 18 Март 2021 07:43
- 07-09.08.2020 - Многодневка "Тур по Краю"... Воскресенье, 02 Август 2020 20:47
- Весна, велосипед и Крым!!! Четверг, 01 Август 2019 08:29