К заброшенным шахтам (часть вторая)
Автор Сергей aka serg_sw...А яблочки-то ничего… Только немного терпкие. Наконец-то можно сесть на велосипед. Уже дома, посмотрев на карту, определил высоту подъёма – около 150 метров...
Автор: Сергей aka serg_sw
Дата: август 2005 г.
Итак, хочу многоскоростной велосипед и GPS!!!
Желание усугубилось, когда один из знакомых купил двухподвес. Говорит, что ощущения непередаваемые – задняя точка находится в комфортном состоянии. А как он в горку едет, спрашиваю. Отвечает: «Да включаешь впереди малую звезду, сзади большую и, не напрягаясь, въезжаешь в одну из известных у нас в городе горок». Ух-ты, завидую я, находясь ещё под впечатлением от поездки по «чувашским горкам» на односкоростном велосипеде.
Неоднократный рейд по магазинам нашего, не очень большого городка, показал наличие огромного количества пермских и йошкар-олинских велосипедов, причём односкоростных, и полное отсутствие многоскоростных, кроме трёх экземпляров китайского производства.
Назревало желание переделать изделие отечественного велопрома, стоящего в гараже, тем более что лет десять назад в магазинах спорттоваров такие комплекты продавались. Сейчас, увы, ничего подобного нет, даже в Йошкар-Оле. А может, это и к счастью. Попробовал подобрать комплекты по каталогам, например, Shimano, но подсчёт показал, что за такую стоимость можно купить новый и неплохой многоскоростной велосипед.
Поиск в Интернете навёл на «Велоцентр» в Казани, занимающийся продажей и ремонтом велосипедов. Правда, чтобы найти помещение, в котором они находятся, пришлось пару раз обойти весь магазин.
Так, смотрим… С такими деньгами о двухподвесе можно и не мечтать, кроме как об Atom Matrix, но он подростковый, но комплектация впечатляет. Остальные велосипеды не впечатлили – практически все без перьев и багажника (ну не все же ездят только в городе по асфальту, да и рюкзак я не очень люблю). Покупка же вышеперечисленного отдельно удорожало покупку. Денег-то и так не хватает. Ранее, когда только присматривался в Интернете к каталогам, выбор остановился на Atom Forester Race – как раз и с крыльями, и с багажником, да ещё и с фарой. В магазине такой велосипед к счастью, остался.
Итак, выбор сделан, и я пошёл покупать GPS . Выбор - на любой вкус, были бы деньги. А денег было не очень… Приобретён Garmin 12. На вопрос к продавцу, чем его цеплять к компьютеру, последовал ответ: «А к компьютеру он не подключается». Хм… Ну тогда нa тебе вопрос: «А нафига у него тогда сзади разъём, закрытый заглушкой, и в описании – распайка этого разъёма?» Пришлось продавцу звать консультанта, который задал мне встречный вопрос: «А что ты туда закачивать собрался – у этой модели памяти для карт нет». Доказывать ему нужность скачивания/закачивания точек и треков я не стал. Ладно, фиг с вами, времени у меня нет вас учить. КАИ заканчивали не зря – разберёмся сами.
Пакет с GPS приятно оттягивал руку :) , и я пошёл обратно в «Велоцентр». Ещё раз осмотрел выбранный велосипед: рама, конечно, не алюминиевая, передняя вилка не амортизационная, не двадцать одна скорость. Но, как говорится, что вы хотели за такие деньги? Вдобавок к велосипеду были куплены велокомпьютер, защита заднего переключателя, подрамная сумка.
Так как опыта общения с многоскоростным велосипедом у меня, повторяю, не было вообще, садиться на него в Казани большого желания не возникло. Покупка покатилась по Нариманова до электрички рядом со мной. В поезде изучал инструкции и матчасть.
Выгрузился в Зелёном Доле и всё-таки сел за руль, доехав потихоньку до гаража. Там катался на разных передачах примерно полчаса, пытаясь запомнить, какую передачу можно включать на задней звёздочке при такой-то включенной на передней. Затем, немного привыкнув, поехал домой.
Гараж у меня находится внизу, около станции, а вот чтобы попасть домой, нужно подняться в гору. Кто был в Зеленодольске, тот видел, что сам город находится в верхней части. Включил «пониженную» на передней, а «повышенную» на задней, и к своему удивлению преспокойно, почти не напрягаясь, въехал на самый верх. Вот это да… На односкоростном велосипеде сюда въехать реально только вставая на педали. К концу подъёма дыхалка ходит ходуном. Обычно, доехав на остатках инерции до трети горы, все слезают и идут пешком.
***
В один из свободных дней я поехал обкатывать покупку в зеленодольское лесничество, поближе к марийцам. С собой взял и GPS . Поплутал по просекам, сохраняя при этом на перекрёстках точки, переехал по ещё неоткрытой объездной дороге через йошкар-олинскую ветку, свернул с трассы налево и углубился по тропинке в лес. Тропинка – гладкая и можно было разогнаться. Выехал на открытое пространство, поплутал по вырубке, опять въехал в лес, потом ещё на одну вырубку. Железная дорога, выбранная в качестве ориентира, что-то никак не попадалась. Начинало смеркаться. Не хватало ещё заблудиться :) , подумал я. Развернулся и поехал по разведанному пути. Блин, седло стало каким-то жёстким и неудобным, задняя точка начинает побаливать. Пытаюсь найти оптимальную точку опоры, но выбранная позиция спасает только минуты на две. Вот она, накатанная тропинка. Разгоняюсь, судя по велокомпьютеру, до 35 км/час. Бах, удар! Я чуть не вылетаю из седла. Пересчитав корни деревьев, велосипед успокаивается. Ё-моё, что, корягу поймал? Вроде бы ничего подобного на тропинке не было. Первое, что пришло в голову – снесло, нафиг, задний переключатель, да ещё в первый выезд!!! Со страхом поворачиваю голову в сторону заднего колеса. Нет, всё в порядке, но колесо заклинило в вилке и не поворачивается. Пробую отвернуть гайку руками – фиг! Ведь думал же дома, что нужно взять ключи. Налетают самые лучшие зудящие и жалящие подруги человека – комарихи, мешая соображать, как же всё-таки отвернуть гайки. Нет уж, сначала нужно вылезти из леса на трассу. Выволакиваюсь из леса на асфальт.
До дома – семь километров, на улице уже почти стемнело. Звоню по сотовому водителю на работе. О счастье, он ещё машину в гараж не поставил, и пива не выпил :) ! Объясняю, что нужно подъехать к станции Гари.
По асфальту тащить велосипед немного легче. Спускаюсь с путепровода и вдоль железной дороги дотаскиваю велосипед до станции, включив при этом фару. Велосипед укомплектован передней фарой, запитанной от динамо-машинки. Свет ещё не раз выручал при езде вечером. Один минус – уж очень динамка жужжит.
Вот подъехал водитель на «девятке». Разложив заднее сиденье, запихиваем велосипед туда, развернув переднее колесо вверх… Как хорошо, когда тебя везут.
Дома, осмотрев заднее колесо и переключатель, пришёл к выводу – на новом велосипеде покрутите все гайки сами, не доверяя другим! Правая гайка после установки защиты заднего переключателя оказалась не совсем затянутой и, в конце концов, ослабла. Ладно, что всё закончилось благополучно. А могло бы скинуть с седла где-нибудь на трассе и под машину…
***
Перенос точек с GPS, не подключенного к компьютеру, на карту – увлекательное занятие. Да ещё и питания пока внешнего нет – аккумуляторы кушать хотят. Для определения положения интересных мест, в GPS записываются точки. Уже дома координаты этих точек выводятся на карту в компьютере, отмечая их положение. Можно записать и трек – траекторию движения (в нашем случае, велосипедиста) при включенном навигаторе. По этому треку можно будет вернуться и назад. Я треки не записывал по причине того, что ёмкость аккумуляторов ограничена. Довольствовался точками: включил – записал – выключил.
Спустя некоторое время поиски в Интернете дали схему распиновки разъёма Garmin . Сам разъём найден не был, пришлось насаживать провода на пружинные наконечники, выдернутые из разъёмов для цоколей электронных ламп. Так же приделал внешнее питание от блока питания, чтобы пользоваться Garmin`ом дома. Для питания от разъёма прикуривателя автомобиля приспособил адаптер от мобильного телефона с подходящим выходным напряжением.
Присоединяю к компьютеру, включаю. Работает! Скачиваю из памяти GPS точки, записанные треки. Пробую загнать новые точки с карты. Получается.
***
Нужно довести дело с заброшенными шахтами до конца. На карте отмечаю точки съезда с асфальтовой дороги на грунтовки, промежуточные точки, и в конце помечаю координаты самих шахт. Заодно помечаю дорогу на Известковый. Интересно же посмотреть на «нежил.» посёлок. Всё – координаты в GPS!
Доехав до своего дома в Нижних Вязовых, что за Волгой, набираю пол-литра воды, переодеваюсь, привязываю вещи к багажнику. Поехали!
По сравнению с прошлым разом, ехать намного легче, но жёстче. Всё-таки сиденье не такое мягкое. Зато заднее место, извините, не так потеет от «кожи молодого дермантина». Забираюсь спокойно в гору за Собакино (пос. Набережный). Впереди виднеется группа велосипедистов. Велотуристы, думаю. Нагоню-ка их на прямом ровном участке перед самым затяжным подъёмом к Улитино. «Велотуристы» оказались деревенскими пацанами на дорожных великах. Увидев, что кто-то их обгоняет, да ещё на новеньком красном блестящем аппарате, двое из них рванули на подъём, обгоняя меня. Самолюбие было утешено до середины подъёма. Дальше их языки свешивались за спины. Я же, не напрягаясь, на пониженной прошуршал дальше, оставив пацанов завистливо смотреть мне в спину.
Впереди – граница с Чувашией. Её всегда было заметно – в Чувашии на дорогах есть разметка. Даже на второстепенных. Остановился, немного сдвинул сиденье вперёд, спустив переднюю часть чуть вниз. Стало легче. Блин, чуваши после моей первой поездки сюда ещё и дорогу ремонтировали, хотя она и так нормальная была, по сравнению с татарским участком. Но сделано было своеобразно – щебень был насыпан на дорогу ровным слоем и пролит битумом. А вот по краю дороги (там, где ездят велосипедисты :) ) высились горки щебёнки. Иногда приходилось съезжать на обочину.
Проехал поворот на Курочкино. Дальше должен был быть первый съезд к шахтам. Справа – заасфальтированный кусок автостоянки и от него уходит в нужном направлении грунтовка. По одометру до съезда ещё метров триста. Включаю на ходу GPS . Найдя вражеские спутники, стрелка навигатора указала, что мне назад и вправо. Хм… Так что верить одометру и расстоянию, намеренному на карте не стоит – расстояние-то не учитывает рельеф местности, а тут горки… Ладно, запоминаю, где надо будет свернуть, кручу педали дальше.
А вот и съезд к «дальней», второй шахте. Да… в прошлый раз я укатил по трассе подальше. Грунтовка уходит полями к началу оврага. Потом начинается спуск. Тормоза начинают скрипеть всё противнее и противнее. Проезжаю тройку диких яблонь. Фу, кислятина. Начинается лес, которым зарос склон до самой Волги. Уклон тут такой, что я решил своей жизнью не рисковать. Велосипед рвётся вниз, приходится придерживать его «свояком» – тормозом. Оглядываю лес по сторонам. Вот слева показался обрыв – это овраг, попадаются большие ямы – то ли карстовые провалы, то ли следы добычи известняка. Шахта должна находится справа. Уже перед выходом к Волге показались продолговатые провалы и там.
Выхожу на берег. Умываю потное лицо водой. GPS показывает на гору, направо. Бреду по берегу с велосипедом: по гальке перемещаться аппарат сильно отказывается. Следов шахты не видно.
Берег поднимается в гору уступом, сложенным из известковых плит. Залезаю выше и замечаю раскоп. Из раскопа торчит рельс, на вид узкоколейный, который уходит вглубь земли. Всё ясно. Как мне говорили бывалые путешественники, вход в шахту, скорее всего давно завален. Так оно и вышло. Залезаю повыше – провал, который я и видел, когда спускался. Порода сверху обвалилась в шахту. Выше – ещё одна ступенька провала. Вот только кто сделал завал – добытчики извести после выработки шахты, или это произошло само собой?
Оставляю велосипед у завала и пробую исследовать местность вокруг. Вдруг найдутся ещё какие-нибудь признаки добычи. Немного прохожу и вглубь оврага. По дну протекает ручей и почва вокруг глинистая. Измазав кроссовки, не нахожу больше вокруг никаких признаков дорог или, хотя бы, тропинок – не на себе же известь выволакивали. Значит найденный завал – это и есть остатки шахты, показанной на карте.
Возвращаюсь к велосипеду и начинаю путь наверх. У-у-у. Как хочется жить и бросить велосипед. Подъём на глаз градусов шестьдесят. Под ногами – следы машины. Судя по протектору – какая-то недоприводная. Блин, как она отсюда уехала – сцепление, небось, спалила конкретно… Наконец-то подъём облегчился, выхожу из леса к яблоням. А яблочки-то ничего… Только немного терпкие. Наконец-то можно сесть на велосипед. Уже дома, посмотрев на карту, определил высоту подъёма – около 150 метров.
|
Вот такие здесь горы
|
Где-то громыхает гром, собираются тучки. Выезжаю на трассу. Решаю спуститься к Известковому и сворачиваю на заранее замеченный съезд. Грунтовка опять идёт вдоль очередного оврага вниз. Чёрт! Начинает накрапывать дождь. Начинается спуск вниз по накатанной дороге. Грунтовку начинает развозить. Слезаю. Дождь усиливается. Со словами: «Да что мне так не везёт?», залезаю под деревья, раскрыв зонт. Минут через десять дождь утихает, и я вытаскиваю велосипед на дорогу. Как бы не так – дождь начинается вновь. Затаскиваю аппарат обратно. Из укрытия видно крышу какого-то дома, линию электропередач, ведущую вниз, к Волге. Сидеть надоедает, поэтому оборачиваю пакетом сиденье велосипеда, сумку на багажнике, оставляю это хозяйство под деревом, и не спеша, с зонтом, спускаюсь вниз. Постепенно дорога переходит в улицу, на которой с обеих сторон стоят дома. Штук десять, да ещё и жилые. Вот так и «нежил.»! В конце улицы высятся остатки двух двухэтажных кирпичных домов. Вокруг можно угадать периметр забора. Тут даже когда-то асфальт был! Это бывшие помещения известкового предприятия. Ещё ниже, на уступе у Волги стоят две башни из красного кирпича. Одна из них почти полностью разрушена. Башни опоясаны водопроводными трубами, ведущими внутрь. Вокруг – отвалы известки. Видимо башни служили для отжига известняка. Пройдя вокруг, нашёл куски рельсов. Ещё ниже, на последнем уступе, у Волги стоит жилой дом, рядом стоят машины рыбаков.
От Известкового GPS показывает направление на шахту. Расстояние – около двух километров. В дождь никакого желания лазить по грязи не было, поэтому возвращаюсь к велосипеду. К сведению – колонки в посёлке нет, только будка с краном, запираемая на замок. Несмотря на влажную погоду, хочется пить. Допиваю последнюю воду и вылезаю на трассу. Велосипед грязный, но на ходу в лужах шины постепенно отмываются. Выглядывает солнце. Сворачиваю в Курочкино, и через километр появляется сарай, рядом с которым и находится колонка. Набираю в бутылку воду. Холодная!
На спуске от Улитино отрываюсь – велокомпьютер показывает 45 км/час! Как приятно лететь с горки. Вот только, если под колесо камень попадёт, или что-нибудь отвернётся на такой скорости… Последний спуск к Собакино, скорость – 37 км/час. Для сведения – в Собакино (пос. Набережный) колонок на виду я не заметил. Даже на самой главной улице Ленина. Что, у них центральный водопровод? Лучше уже потерпеть и спуститься к Верхним Вязовым.
Кручу педали, и через пятнадцать минут доезжаю, уставший, по асфальту до дома.
***
В этом году съездить на поиски шахты больше не удалось: достали крестьянские заботы. Так что есть ещё задел на следующий год. Можно, например, съездить в Козловку от Тюрлемы по уже разобранной железной дороге. Можно также махнуть ещё дальше, к острову Криуши – туда, где на противоположной стороне в Волгу впадает Илеть. Виды там, наверное, неописуемые. Не хуже, чем в Камском Устье.
Авторизация
Поиск
Наши партнеры
Новости форума
- 20-21.07.24 ВелоПВД к слиянию двух рек Вторник, 09 Июль 2024 10:35
- ВелоПВД к р.Илеть 13-14.07.24 Среда, 10 Июль 2024 08:10
- Велопутешествие по Алтаю с 14-28 Августа (даты при... Четверг, 18 Март 2021 07:43
- 07-09.08.2020 - Многодневка "Тур по Краю"... Воскресенье, 02 Август 2020 20:47
- Весна, велосипед и Крым!!! Четверг, 01 Август 2019 08:29