Версия для печати
Понедельник, 16 Апрель 2012 11:49

bike.baikal.2011

Автор  Ренат Даутов (red)

[Иркутск –о. Ольхон - Улан-Удэ, 16 июля – 2 августа 2011]

 

Пролог

[Казань – Иркутск]

Однажды на форуме «Негонок» я увидел тему с манящим названием «ВелоБайкал в июле 2011». Как известно, через год ожидался конец света, поэтому раздумывал недолго, - сейчас, или уже никогда! ; )

 

!1 место в конкурсе Походов 2011 года по мнению читателей! 

И вот через полгода после сбывшегося путешествия, снова руководствуясь этим же доводом (а также подгоняемый пинками напарников), я решился написать о поездке. Сразу предупрежу, что получился не полноценный туристический отчёт (с фиксацией каждого метра и каждой минуты), а, скорее, дневник путевых заметок, которые ещё сохранились в моей памяти. Как известно, человеческое восприятие - выборочная и очень субъективная штука. Поэтому отдельные моменты, которые я переживаю вновь и вновь, кто-то мог даже не заметить (и наоборот, конечно!).

Итак, представляю команду: Алина, Линар, Кирилл, Ришат, Андрей и Ренат (автор этих строк). Ребята! Не откладывая добрых слов на конец отчёта (до которого редко кто добирается, ибо много букв), я ещё раз говорю вам огромное спасибо за всё, что случилось или не случилось ; )

Совместной велосипедной скатки перед походом, чтобы выявить «тёрки» характеров и прочие нестыковки, у нас не было. Просто поверили друг другу на слово : ) Первый раз я увидел всех своих напарников в момент покупки ж/д билетов, второй – уже в поезде. Последние недели перед отъездом пришлось ударно трудиться на благо Родины, поэтому о велотренировках думать не приходилось, да и с окончательными подробностями маршрута я ознакомился опять-таки уже в вагоне.

В ночь с 12-го на 13-ое июля 2011 года мы загрузились в плацкарт паровоза «Москва – Улан-Удэ» (№082И). Затолкали шесть зачехлённых велосипедов на самый верх, разбудили весь вагон криками провожающих, Поехали! тронулись. Перед сном я успел подивиться впечатляющим продуктовым запасам сокомандников.

Следующие 3 дня (13-15 июля) прошли под чёткий стук колёс и плавную смену пейзажей за окном. Убивали время, как могли, ускоряя смену очередного часового пояса. Спали, ели, разговаривали, снова ели, играли, опять ели, читали… В этом же вагоне познакомились с Женей Колохматовой, которая уже побеждала в массовой велогонке «Транс-Байкал», а в этом году ехала с таинственной целью просто посмотреть % ) На самом деле, она помогала организаторам соревнования.

Где-то между Омском и Новосибирском встретил свой день рождения, но сделал вид, что не узнал его. После Нска начались станции, легендарные названия которых я знал только по комсомольским песням 60-70-х : )

И снова ели.

 

16/07. День 1. Суббота.

[Иркутск – д. Большая Глубокая]

Наконец-то! Во 2-ом часу ночи по местному времени (+5 к Москве) выгрузились на вокзале в Иркутске, собрали байки, повесили сумки, приняли душ и в 5 утра выехали в город - безлюдно, ещё свежо. Вспоминаю, как крутить педали, привыкаю к велорюкзаку. Иркутску исполнилось 350 лет, главное впечатление от центра города - много отреставрированной и ещё больше нетронутой, но по-прежнему деревянной архитектуры.

Первый квест - найти поисково-спасательную службу МЧС и зарегистрировать маршрут. После успешного выполнения проезжаем по дамбе Ангарской ГЭС, смотрим панораму могучей реки, делаем первое коллективное фото с флагом «Негонок» (о, сколько их ещё будет впереди! % )

Бодро катим по уже пробудившемуся городу и выезжаем на трассу M55, ведущую в Улан-Удэ, столицу Бурятии (нам туда, но еще не скоро). А солнце уже высоко и начинает неслабо так припекать, душно. Без тренировок и после бессонной ночи я постепенно становлюсь отстающим «замыкающим». У Кирилла первый прокол (о, сколько их ещё будет впереди! % )

Вскоре начался «апхилл» - предгорья с долгими извилистыми подъёмами, я часто спешиваюсь и толкаю байк. Остальные ребята вкручивают бодрячком, хотя тоже обливаются потом. Время от времени делаем остановки, чтобы не растягиваться по серпантинам, - это хорошо и правильно.

Долго ли, коротко ли, заворачиваем в деревню Моты на берегу реки Иркут. Обедаем, отдыхаем, купаемся в широкой и быстрой, но мелкой и каменистой речке. Никто ещё не догадывается, что это окажется самая тёплая ванна в ближайшие 2 недели % )

С новыми силами я продолжил путь, после очередного перевала поставил личный рекорд скорости на длинном спуске – 72 км/ч! Страшно и весело!

Темнеет почти столь же стремительно, и не доехав несколько километров до деревни Большая Глубокая, мы становимся на ночлег у лесного ручья. Первый день был очень утомительным, поэтому часть команды засыпает ещё до того, как приготовлен ужин.

Здесь же увидел своего первого бурундука (а он - своего первого человека! % )
Впереди будет ещё много интересных и насыщенных дней, но первый - всегда только один!





17/07. День 2. Воскресенье.
[д. Большая Глубокая – д. Култук – КБЖД – порт Байкал – пос. Листвянка]

Ночью шёл дождь, который внёс определённую суматоху в спящий лагерь. А утром над трассой поднялся молочный туман, - не видно даже автомобильных фар, не то, что наших маячков…

Сначала продолжились подъёмы, а затем случился затяжной финальный спуск по ту сторону хребта – к Байкалу. Увы, в этот раз мне разогнаться не удалось – застрял в веренице грузовиков на тормозах.

В Слюдянку (начальная станция КБЖД – Круго-Байкальской железной дороги) решили не рваться, а дождались «мотаню» в Култуке. Мотаней местные жители зовут старенький тепловоз, который мотается по КБЖД из одного конца в другой. Вообще, здесь скрывается некий парадокс, потому что кругобайкалка – совсем не круглая ; ) Подробности – в Вики.



Перед погрузкой успели купить классический продуктовый набор гурмана на Байкале – копчёного омуля и пиво. Вкусо-ароматические наслаждения в полной мере были дополнены визуальным рядом: прекрасными озёрными видами, инженерным гением тоннелей и виадуков, а также колоритом прибрежных станций.
Кстати, никаких сельских дорог между местными деревнями нет, поэтому я тоже не сразу понял, зачем тамошним жителям машины и мотоциклы. Но это только летом единственным транспортом является железная дорога, а вот зимой можно в полной мере путешествовать по льду озера.

Уже в восьмом часу вечера выгрузились в Порт-Байкале и, не задерживаясь, переправились на пароме через исток Ангары в Листвянку. Чуть отъехав от посёлка по течению, встали прямо на берегу уникальной реки.

Вытекающая из озера вода в этом месте очень холодная, вместо купания получилось только освежиться, - ноги сводит. В памяти оживали старинные легенды про Байкал и Ангару.




18/07. День 3. Понедельник.
[пос. Листвянка – где-то в лесу : ]

Ночью атаковал дождь. Снова внезапно. Снова сонная суматоха в защиту людей и скарба. Окончательно из палатки выползли поздно - около 11 часов, - за завтраком обсудили тактику личных дежурств, чтобы в дальнейшем не было бытовых проблем.

Собрались и поехали к кресельному подъёмнику (170 р., Made in Samara!), который доставил. И точка : ) Доставил к обзорной площадке над посёлком. Там побродили, сделали фото со «знаменем» у камня Черского (высшая точка местности, названа в честь исследователя Байкала XIX в.), оттуда кое-как разглядели Шаман-Камень посреди Ангары (в каком-то смысле низшая точка местности – уровень местного «моря» ; )



Уже внизу посетили местный музей Байкала, экскурсия весьма понравилась, рекомендую (120р., опасения насчёт нерабочего понедельника не оправдались). На все экспозиции времени не было, но огромные аквариумы не могли пропустить! Наконец я увидел омуля в «сыром» виде % )) А нерпы под водой похожи на весёлые живые торпеды!

До сих пор мы катили только по асфальту, не отдаляясь от цивилизации (Листвянка – так и вовсе курортный городок в 60 км от Иркутска). Но пришло время в полной мере начать огребать! % ) У поворота на Крестовую Падь закупились на 3 автономных дня и въехали в эту самую Падь…
Вообще, конечно, это распадок Крестовый – обычный горный распадок, лощина, коих сотни у любого хребта, но «Крестовая Падь» звучит лучше – загадочно и опасно! ; )

Очень скоро дорога превратилась в разбитую лесную двухколейку с глубокими грязными лужами, наполняемыми ручьями. На одном участке тропа совпала с руслом небольшой речки – мы все попробовали форсировать водную преграду сходу, но никому она не покорилась. Грязные и мокрые встали лагерем на просушку и ночлег. Импровизированную ванну принимали в мелком ручье, - чтобы помыть голову пришлось в буквальном смысле залечь на дно. Зуб на зуб не попадал, но со стороны очень смешно!





19/07. День 4. Вторник.
[Крестовая Падь – д. Большие Коты – утёс Скрипер]

Ночью дождя не было. Внезапно?
Надо признать, в нашем путешествии погода на Байкале была неустойчивая и непредсказуемая. Стандартные прогнозы по природным признакам здесь не срабатывали (облака, цвет неба, ветер и пр.). Так что мы просто начали воспринимать все небесные капризы как неизбежное зло, и на ночь накрывали палатку и личные вещи тентом, даже если с вечера ничто не предвещало.

Погода солнечная. Вскоре подобрались к перевалу Чёрный. Подъём дороги здесь настолько крутой и сыпучий, что байки и рюкзаки заносим в два захода. У Линара и Андрея начались проблемы с багажниками – алюминиевые стойки не выдерживают тряски по кочкам, прогибаются и трескаются. Выкручиваемся, как можем – накладываем шины из гвоздей и скотча. На всём маршруте я заведую набором инструментов, поэтому регулярно ощущаю себя в операционной: «Скальпель! Тампон! Отвёртку!..» ; )

В дальнейшем аналогичные поломки случатся у Кирилла и Алины. Всё-таки алюминиевые багажники для дисковых тормозов несовершенны под серьёзной ударной нагрузкой – в силу своей конструкции. У Ришата же был консольный багажник, у меня багажник под ви-брейки, – они выдержали.

Лесная дорога вывела к турбазе на берегу, где уже поджидал лесник. Заплатили по 60 р. за пребывание в заповеднике, отобедали и наконец-то поныряли в Байкале (до сих пор только смотрели на него и «облизывались» : ) Здесь гигантская водная гладь простирается до горизонта и теряется в дымке. В полной мере понимается правдивость строчек «Славное море, священный Байкал!».



Лесничий предупредил, что до Больших Котов и далее по берегу от мыса к мысу дорог нет, только тропы. Так оно и вышло. Вопреки названию кошек в деревне не встретил - ни больших, ни маленьких. Почувствовал себя обманутым.

Начался «коастеринг», время от времени тащим велики по прибрежным валунам.
Виды замечательные, похоже на Средиземноморье – утёсы, сосны, галька, песок… Отдыхающих привозят сюда на катерах. Они гуляют, с интересом глядят в нашу сторону как на иностранную диковинку. Ровно до тех пор, пока кто-то из нас не ляпнул, споткнувшись: «..мать!». – «Да не, это ж русские!» O_o

Долго пыхтим, но забираемся на красивейший утёс Скрипер, делаем привал и фотосессию на скалах. Я дожевал ещё казанскую(!) колбасу, возомнил себя отцом Фёдором.

Снова спустились к берегу, снова валуны, выбились из сил и заночевали прямо на гальке.




20/07. День 5. Среда.
[мыс Соболев – мыс Кадильный – c. Большое Голоустное]

Утром мы продолжили свой путь вдоль кромки воды, оставили позади международный палаточный лагерь волонтёров, которые приводили здесь в порядок туристическую тропу. В какой-то момент берег вздыбился отвесными скалами, и волей-неволей пришлось обходить через ущелье по едва заметной тропке. Крапает мелкий дождик, душно и тяжко толкать, отдыхаем часто.

Взяв этот перевал, вернулись к Байкалу и внизу заметили цепочку пеших туристов, налегке бредущих вдоль обрывистого берега. Стремительно нагоняем эту группу (~30 человек) на узкой тропинке и вскоре добираемся до небольшого поселения на мысе Кадильный. Там у нас спросили отсутствующий пропуск, но денег брать не стали : ) Отдыхали и обедали на деревянной пристани, а пешеходники ушли дальше.



После Кадильного ещё пару раз пересеклись с ними, натужно улыбаясь при встрече, но вскоре «завязли» на отрезке, требующем не столько ног, сколько рук, чтобы карабкаться и переносить груз по выступам. Как выяснилось позже, внизу у самой воды шла узкая полоска более подходящего пути, но сверху этого не было видно из-за обрыва.

Дальнейшее движение проходило уже по относительно горизонтальным поверхностям, мы оставили позади одинокие и отчасти заброшенные базы отдыха, и наконец, добрались до села Большое Голоустное. Местечко, и впрямь, немаленькое, к тому же заполненное «понаехавшими» на региональный форум «Инженеры будущего». Мы остановились после деревни на речке Голоустная (устье, действительно, голое, безлесное и плоское) и отчётливо слышали бодрые, но уже частично бессвязные призывы и объявления в мегафон участников фестиваля.




21/07. День 6. Четверг.
[с. Большое Голоустное – с. Малое Голоустное – где-то в лесу : ]

Из посёлка выехали по весьма укатанной щебёночной дороге в сторону уже Малого Голоустного (~20 км), постепенно отдаляясь от Байкала. Припекало... Крем для загара, настало твоё время!
В намеченной точке повернули в лес, чтобы дальше двигаться на восток. Но вскоре стойки багажника Линара окончательно лопнули, и нам пришлось вернуться в деревню. С помощью местных умельцев в полые «ноги» конструкции были вставлены штифты, которые должны были хоть немного продлить её мучения.

После такой вынужденной передышки решили нагнать время и максимально проехать в остаток светового дня. Но человек предполагает, а бог располагает… Через пару десятков километров аналогичным образом крякнулся багажник Андрея. Увы, рецидив старой травмы подручными средствами вылечить уже удалось.

Желания в третий раз возвращаться в Малое Голоустное ни у кого нет, поэтому решаем разбить лагерь и переночевать здесь же у безымянной речки. Утро вечера мудренее.




22/07. День 7. Пятница.
[… - д. Куртун – пос. Бугульдейка]

Делать нечего, Андрей говорит сам себе - «Будь мужиком!», - и взваливает велорюкзак на спину.

С горки на горку колесили по лесным песчано-каменистым дорожкам. Я снова замыкал группу. Двигался аккуратно, берёг багажник, но на одном из спусков всё равно выбился из седла, свалился и пропахал борозду. Пришёл в себя, - вроде, цел, - повезло! Но о ровном загаре придётся забыть % ) Вернулся Ришат, у ближайшего ручья меня перебинтовали.

Лес постепенно превращается в горелые сопки. Печёт солнце, порхают бабочки, греются змеи... Срывает болты у багажника Алины; очередная «починка» скотчем и крепким словом, - понимаем, что долго мы так не протянем. Кружат коршуны.

Докатили до неизвестной речки. Удивительно, но это всё та же Голоустная, которая сильно петляет, несколько раз пересекая нам путь за последние дни! Освежаемся в ледяной воде у переправы, наблюдаем, как с рёвом форсирует брод невесть откуда взявшаяся «буханка».

Вообще, многие мосты через прибайкальские речки, которые мы видели, находятся в очень плачевном состоянии. По ним не то что автомобиль, но даже человек-то с трудом переберётся. Бревенчатые балки разрушены, занесены илом, обросли травой и кустарником…



Проезжаем сквозь пустующую деревню Куртун по единственной улице, а сразу после натыкаемся на базу лесозаготовителей(?), - это как раз то, что надо! Стучимся на пилораму. Местные работники очень выручают, ремонтируют багажники и с напутствием провожают в дальнейший путь.

Солнце клонится к закату, начался затяжной спуск по ущелью к селу Бугульдейка на одноименной реке. И вот мы снова вернулись к Байкалу. На берегу стоят шатры и автомобили отдыхающих. В поисках свободного места забираемся подальше к скалам, палатку поставили на камешках у самой воды.

Над «славным морем» уже ходят чёрные тучи, сверкают молнии, - приближается гроза.




23/07. День 8. Суббота.
[пос. Бугульдейка – пос. Еланцы – Тажерань – пос. Сахюрта (МРС)]

Всю ночь лил дождь. Утро серое, мокрое и холодное. Я дежурю – готовлю рис со сгущёнкой и изюмом.

Вяло собрались и начали вкручивать. После Бугульдейки пошли подъёмы со шквалистым встречным ветром, который валит с колёс. Дождь не прекращается, и капли задувает снизу под ветровку. Грунтовку начинает "разводить", тяжёло психологически.



Перед Еланцами начался благословенный асфальт. Обедаем и греемся в придорожном кафе, пробуем позы (бузы) – национальное бурятское блюдо из рубленого мяса, завернутого в тесто и сваренного на пару. Очень вкусно! : )

Скатываемся с горки через Еланцы, и перед нами открывается тажеранская степь - холмистая равнина с солёными озёрами. Дождь продолжается.

В какой-то момент асфальт закончился и началась Ж.Е.С.Т.Ь - разбитая в дырки гравийно-грязевая дорога. Меня переполняет ненависть к дорожным службам, допустившим существование такого кошмара.

Участки разного цвета - жёлтые, белые, красные - всё это грязь. Разогнаться невозможно, ямы скрыты под разноцветной жижей и расположены настолько часто, что два колеса байка попадают в соседние выбоины. Рядом в обоих направлениях плетутся машинки.

Наконец, адский отрезок закончен, из последних сил доезжаем до посёлка МРС перед самым Ольхоном. Мокрые и голодные ищем подходящее жилье. Находим комнаты, раскладываемся. Душ, ужин, глинт, сухая кровать и крепкий сон.

The hard day's night.




24/07. День 9. Воскресенье.
[пос. Сахюрта (МРС) – пос. Хужир]

Солнце! Долго спим, стираемся, приводим велики в порядок, пьём чай и восстанавливаемся.

Сходил на берег к проливу Ольхонские Ворота. По ощущениям, вся деревня сдаёт жильё и предлагает услуги многочисленным туристам - спрос большой, и цены относительно высокие, - тем и живёт.

Мы остановились в гостевом домике «Катюша». Хозяйка назвала в честь десятилетней внучки, которая нас и встретила, и проводила, и деньги собрала (500 р./сутки, по-божески). Бизнес-вумэн, однако.
Кроме нас, там жили-были семья с ребёнком и стайка подростков. Вообще, мы встречали много людей в дороге, со многими общались. Но большая часть этих диалогов осталась за кормой моей памяти.

Складываем просохший скарб, перебираемся к паромной переправе (совсем близко). Через пролив курсируют два парома: «Бригантина» и «Ольхонские Ворота», - погонщикам велосипедов бесплатно : )

Вода внизу голубая и очень прозрачная, солнечные лучи падают вертикально, но дна всё равно не видать. Ступаем на Ольхон – крупнейший остров и сердце Байкала!



Не стали задерживаться в столпотворении машин и людей на пристани, сразу поехали в поселок Хужир – местную «столицу» : ) Почти 40 км по холмистым степям, почти 3 часа ветра и солнца! Часто съезжаем с главной «стиральной доски» на соседние степные тропки. Из земли на поверхность пробиваются ровные слои каменной породы - будто древние стены, покрытые мхом и лишайником. На границе зрения маячат непонятные «столбики» - это осторожные суслики. Близко не подпускают.

За одной из горок «потеряли» фотографирующего Андрея, воссоединились уже в Хужире. Пока я звонил родным на «большую землю» и делал заметки в блокнот, Алина и Ришат поймали на пристани такси катер и договорились с капитаном о переброске на полуостров Святой Нос через три дня.

Солнце село, но ветер остался, и сразу же похолодало. Мы проехали Хужир насквозь, не особо оглядываясь по сторонам, однако людскую толчею трудно не заметить. Слышна английская и немецкая речь, проезжают автомобили с номерами со всех концов страны.

Встали в сосновом лесочке за посёлком на берегу Малого моря. Так называется относительно мелкий и тёплый пролив, закрытый островом от холодных ветров и течений, и потому пользующийся заслуженной любовью у отдыхающих. Как и в любом популярном месте, вокруг много палаток и мало дров. До воды далеко, и приходится брести в темноте, натыкаясь на странные болотные кочки среди песка.

Под звёздным небом искупался в новом для себя «море» - вода, действительно, намного теплее, чем в открытом Байкале. Перед сном посидели у костра с омулем и пивом. Чёрт, этот вкус начинает приедаться, я зажрался! % )




Вторая половина отчёта будет посвящена путешествию по Ольхону и тёмной бурятской стороне Байкала.

To be continued…

Прочитано 5063 раз Последнее изменение Суббота, 30 Июнь 2012 17:19

Похожие материалы (по тегу)

Галерея изображений

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии