Версия для печати
Воскресенье, 13 Март 2011 22:04

Вся правда о 29 дюймах

Автор  Alendos

Статья о велосипедах с колесами размером 29"

 

Оригинал статьи:

http://www.bikeradar.com/gear/article/the-truth-behind-29ers-28684 .

Автор: Стив Ворланд, журнал Mountain Biking UK.

Перевод: Ален Хайруллин, сайт negonki.ru.

 

 

 

 

Велосипеды с колесами размером 29 дюймов (т.н. найнеры) –поколение горных велосипедов, вызывающее новые эмоции по сравнению с 26”. По сравнению с конкурентами, они выглядят как клоунские (или даже стариковские) байки. Но, несомненно, противники больших колес проехали на них недостаточно, чтобы иметь основания для осуждения.

Несмотря на противодействие, найнеры медленно, но верно набирают популярность. Каждый год мы видим все больше новых моделей, как в продаже, так и на трассах. Американские и английские магазины почти полностью распродали найнеры известных марок в течение 2010 г., и лучшие гонщики уже выигрывают на них состязания. Похоже, настала пора обратить на все это более пристальное внимание.

Размер имеет значение

Вернемся в 1986 год, когда доктор Алекс Молтон, известный благодаря своим комфортным компактным велосипедам, сделал вседорожный велосипед с 20” колесами. К несчастью, фирма Moulton ATB допустила стратегическую ошибку. Их 20-дюймовые колеса ловили любые, даже самые мелкие впадины и выбоины, которых вы даже не заметите, сидя в седле 26” велосипеда. Поэтому, невзирая на комфортность и управляемость подвески Молтона в эпоху полностью жестких горных велосипедов, его вседорожные байки просуществовали недолго.

Если вы когда-либо катали BMX на правильной горной трассе, вы знаете, какие это ощущения. Уменьшенные колеса не только обеспечивают более короткую базу, но и хуже катят по кочкам. Т.е., при прочих равных, большие колеса легче переезжают через неровности. Но можем ли мы полагать, что по пересеченке они в целом будут катить быстрее? Не всегда – трудности возникают там, где, казалось бы, 26” и 29” велосипеды одинаковы.

Стоит ли ажиотаж вокруг найнеров вашего внимания?
Сперва определитесь характером ощущений, которые вы хотите получать от поездок

Возьмем подвеску. Теоретически, все ее разновидности, включая толстые шины, заставляют дорогу казаться более гладкой. Но уместить подвеску возле 29” колеса труднее, чем у 26”. Без пересмотра рамы для нее просто недостаточно места. Кроме того, большие колеса требуют другую геометрию, чтобы байк вел себя наилучшим образом.

Большие колеса и шины, к тому же, тяжелее, поэтому хуже разгоняются. И хотя им проще переезжать через препятствия, в остальных случаях они будут катить медленнее. Меньшие колеса проще раскрутить, но большие дольше сохраняют крутящий момент. Таким образом, даже не вдаваясь в тонкости геометрии, нелегко сказать однозначно, что большие колеса катят мягче, поэтому они лучше.

Какой размер ты осилишь?

Сейчас на рынке горных велосипедов доминируют 26” колеса. Они являются достойным компромиссом для гонщиков среднего роста в условиях преодоления неровной трассы на широких шинах. К тому же, они помещаются в раму стандартного образца, оставляя достаточные грязевые просветы.

Для непосвященного, размером колеса горного байка является диаметр от поверхности шины до поверхности шины. Однако высота шин бывает разная, поэтому крайне редко колесо и шина образуют ровно 26” дюймов. Большие шины с просторными воздушными камерами могут доводить диаметр колеса до 27,5 дюймов, некоторые даже не помещаются в амортизационные вилки или между перьями рамы.

Тот факт, что спортсмены на найнерах выглядят по-другому отрицать невозможно

На самом деле, надев высокопрофильную шину на 26” колесо, вы получите представление о том, как ведут себя колеса размерности 650B (27.5”) с шинами стандартного профиля. 650B – это компромисс между 26” и 29” дюймами. Кто-то утверждает, что это наилучший вариант, сочетающий привычную отзывчивость с более мягким качением.

Колеса типа 650B легче и крепче 29”, да и рамы под них обычно выглядят изящнее, чем для 29” (с большими просветами), которые весьма долговязы. Несомненно, 29” и 27,5” при достаточной поддержке со стороны изготовителей ободьев и шин – хорошие решения для ценителей комфорта, особенно, при отсутствии амортизационной вилки. Такие колеса будут удобны для высоких велосипедистов – это также не вызывает возражений.

Короче говоря, для среднестатистического велогонщика 26” колеса продолжат преобладать на рынке в обозримом будущем, но 29” уже переживают революционную популярность. А теперь посмотрим, почему же большие колеса становятся все распространеннее.

Становление

Когда появились первые массовые найнеры, они сразу показали свой потенциал, но их распространение замедлялось ограниченным выбором амортизационных вилок, а также геометрией, пытавшейся походить на рамы 26”.

Ранние разработки Гари Фишера под названием Genesis уже были многообещающими, однако, лишь в последнюю пару лет инженеры начали по-настоящему понимать различия между идеальной геометрией 26” и идеальной геометрией 29”. Что это не просто игра с угловыми градусами; длина вилки, выноса, верхней трубы и кареточного узла – все это сказывается на общей стабильности и комфортности поездки на готовом байке.

И это не говоря о плюсах и минусах более длинных перьев, колесных баз, пятнах контакта шины, влияющих на сцепление байка с землей. Проработка этих элементов у найнеров все еще продолжается, так же как и у 26”.

Кросс-кантрийные гонщики переходят на найнеры, чтобы опробовать прежде недоступный рельеф
Кросс-кантрийные гонщики переходят на найнеры, чтобы опробовать прежде недоступный рельеф

Переход на большие колеса отражает всеобщую любовь к быстрым гонкам по кочковатым трассам. Преимущества в катимости больших колес не обязательно обеспечивают общий прирост скорости опытным гонщикам на предложенной кросс-кантрийной трассе, но чем больше мы ездили на них, тем сильнее чувствовали, что лучшие образцы значительно повышают удобство и уверенность на этих суровых трассах.

Помните, возросшее удобство и комфортность тоже способны добавить скорости просто потому, что вам «хорошо» на трассе. Это может быть причиной крупного успеха нескольких хрупких спортсменок, выступавших на найнерах в Мировом кубке кросс-кантри. Получается, что иногда на найнерах просто-напросто легче ехать. Впрочем, давайте сперва послушаем, что обсуждают люди в 26” и 29”.

Как измеряются колеса?

Эффективный диаметр 26” и 29” измеряется между поверхностями шин на противоположных сторонах колеса и весьма сильно разнится. Высокопрофильная шина, надетая на 26” колесо, может дать диаметр 27” или больше. Высокопрофильные шины катят мягче, чем низкопрофильные и поэтому предоставляют большие преимущества по комфорту и сцеплению.

Малораспространенные полукровки 650B имеют диаметр 27,5” от края до края, что позволяет уместить их в большинство 26” рам и вилок. Некоторые изготовители вилок модифицируют высоту гориллы в новых моделях, поэтому вы можете сами решить, какие колеса поставить – 26” или 650B.

Почему качение более плавное?

Главная причина в том, что увеличенные ободья катят более полого по отношению к препятствию. Попробуйте катнуть гимнастический обруч по улице, а потом проделать то же самое с колечком для салфеток. Конечно, есть определенные различия, но вы поймете в чем тут соль.

Большая окружность не так уязвима для кочек и впадин, т.к. образует своего рода мост между острыми краями препятствий. Вот почему скатываться со ступенек на BMX труднее, чем на горном велосипеде. Короче говоря, колесо должно быть достаточно большим, чтобы заполнять расстояния между краями ям и катить по ним, как по пандусу.

26” против 29” – небольшое различие, но совсем другое восприятие дороги
26” против 29” – небольшое различие, но совсем другое восприятие дороги

А как насчет сцепления с дорогой?

Вокруг разницы в качестве сцепления с землей у 29” и 26” ведется много кривотолков. Если гонщик сначала сядет на 26”, а потом на 29”, то при одинаковом давлении в шинах, длина области контакта покрышки с поверхностью теоретически будет одинаковой. Однако на практике даже при использовании шин с одним и тем же протектором одного и того же изготовителя, разница между объемом и формой создаст большее пятно сцепления у 29” шины.

Что о геометрии рам?

Здесь стоит учитывать множество факторов. Типичный найнер будет казаться устойчивее по сравнению с 26”. Отчасти это из-за того, что для увеличенных колес нужна более длинная база с увеличенным задним треугольником. Этого можно добиться и с 26”, но такое применяется крайне редко.

Другая причина устойчивости в том, что оси в 29” на 1,5 дюйма выше и человек сидит ближе к центрам осей, чем на 26”. Поэтому, несмотря на то, что центр тяжести райдера 29” располагается выше, чем у 26” (если смотреть сбоку), но 29” едет более стабильно за счет расположения веса тела гонщика ниже осей колес.

Если говорить об управляемости в контексте геометрии рамы, то инженеры постепенно идут к сокращению высоты вилки для улучшения управляемости найнеров. Это, в сочетании с расширением модельного ряда качественных вилок, позволяет усомниться в отставании 29” от 26” на техничных участках трассы.

Ключ к популярности найнеров: углы искривления меньше, а значит выше проходимость
Ключ к популярности найнеров: углы искривления меньше, а значит выше проходимость

Почему же не все гонщики пересели на них?

Женские и мужские кросс-кантрийные марафоны 2009 и 2010 гг в США были выиграны на найнерах. Несколько гонщиков команды Trek начали катать заметно лучше после того, как пересели на 29”. Тодд Уэллс выиграл два июльских чемпионата в США на своем полноподвесочном Specialized Epic 2011 модельного года. Более того, гонщики вроде Уиллоу Кербера и Хизер Ирмигер продемонстрировали нам, что большие колеса подходят и невысоким людям.

Совпадение? Возможно, но посмотрите на результаты. Кажется, известные консервативные представления спортсменов о кросс-кантрийных велосипедах начали меняться, хотя это, порой, и похоже на желание угодить спонсорам.

Для кого найнеры подходят лучше всего?

Несмотря на то, что несколько производителей экспериментируют с большими колесами на даунхильных байках и увеличивающееся число кросс-кантрийных гонщиков, использующих такие колеса, не является ли вся эта шумиха лишь очередной маркетинговой уловкой или же 29” действительно лучше 26” для некоторых гонщиков? В этом разрезе мы охватили большинство спорных вопросов и подходим к заключению, что это зависит от личных предпочтений каждого.

Гонщики, которым нравится более мягкий ход найнера по неровностям могут в итоге ехать немного быстрее, а те кто опасается ухудшения ускорения уверуют, что едут медленнее. Но ближе к концу гонки главную роль начинает играть самочувствие, нежели скоростные показатели

.

 

Мнения экспертов

Мы опросили несколько наших гонщиков-испытателей, а также тех, кто вплотную вовлечен в процессы производства, что они думают о противостоянии 29” и 26”. И вот что они нам поведали...

Джеймс Хуанг, Технический редактор портала BikeRadar в США
Джеймс Хуанг, технический редактор портала BikeRadar в США

Два найнера привнесли некоторые заметные преимущества, а также соревновательность в то, что касается проектирования рам, вилок и прочих компонентов. Больший диаметр неотъемлем от увеличившейся массы и инерции, усилившейся склонности колеса к изгибанию, а также более длинных (а значит и более гибких) труб рамы. Но нововведения наподобие расширенных втулок и фланцев, более жестких и легких ободьев, а также сквозных дропаутов уравнивают их шансы. Некоторые производители, такие как Specialized уже интегрировали все три эти находки в свой впечатляющий Epic Carbon.

Шины тоже должны отличаться. Финское предприятие Wheel Energy при тестировании выявило тот факт, что пятно контакта у 29” более длинное и узкое в сравнении с 26” колесом. Из-за этого эффективность боковых кубиков протектора может ухудшиться, к тому же 29” покрышка касается земли большим числом центральных кубиков в любой момент времени.

Для номинального выполнения задачи достаточно применить к найнерам наработки по 26” велосипедам, однако, для совершения прорыва необходимо иметь гибкое мышление. Мы можем как горевать о присущих недостатках 29”, так и полноценно пользоваться преимуществами. И как только мы начнем это делать, найнеры сразу приобретут еще большую популярность.

Майк Холл, инженер-проектировщик
Майк Холл, инженер-проектировщик

Как только я впервые услышал о 29”, я вытаращил глаза и качая головой подумал: «Эти полоумные торгаши, – что они еще придумали?» Мое спонтанное впечатление о найнерах, как о никуда не годных поделках, только усилилось, когда я увидел в седле низкорослого спортсмена. «Если так теперь модно, пожалуйста» – подумал я тогда. Так родилась моя точка зрения – 29” выглядели неправильно.

А теперь представьте глубину моего разочарования, когда они начали выигрывать! Мне стали надирать зад парни на найнерах. Взглянув на них другими глазами, я заметил некую элегантность там, где прежде была лишь уродливая рама с приплюснутым стаканом и неуклюжими пропорциями. А ведь инженеры, возможно, нащупали в их проектировании правильный путь.

Джон Стивенсон, главный редактор велоизданий от Future Publishing
Джон Стивенсон, главный редактор велоизданий от Future Publishing

Идея 29” не так уж и революционна. Да, в теории, большие колеса катят быстрее, но различие теряется в массе других характеристик велосипеда. Какие-то преимущества либо вовсе призрачны, либо могут быть воспроизведены на 26” байках. Например, 29” идеально подходят высоким гонщикам из-за длинных перьев и колесной базы, поэтому вес распределяется как у среднерослого спортсмена на 26”. Но просто возьмите и удлините перья у 26”-го!

Мнение о том, что 29” имеют большее пятно контакта и лучшее сцепление с поверхностью складывается из недопонимания физики. Если вы вместе с байком весите 80 кг (180 фунтов), а шины накачаны до 2 атм (30 psi), тогда вес распределяется по 40 см2 (6 дюймов2) на шину независимо от ее размера. Говорят, что большие колеса более устойчивы из-за возросшего крутящего момента. А тесты, между тем, показали, что крутящий момент оказывает на устойчивость весьма посредственное влияние. Здесь большее значение имеет рельеф трассы, угол рулевой и выпад вилки.

Свобода выбора – всегда прекрасна, поэтому, если вы любите свой найнер, катайтесь на нем с свое удовольсвие и будьте счастливы. Но не нужно утверждать, что это огромный шаг вперед – результаты гонок и физика это опровергают.

Мэтт Пэкока, редактор BikeRadar в США
Мэтт Пэкока, редактор BikeRadar в США

Я больше не считаю себя серьезным гонщиком кросс-кантри. Если бы это было так, то я катал бы на найнере все время – несомненно. Вместо этого, я разрываюсь между тремя байками, каждый из которых прекрасно проявляет себя на протяжении сезона.

Первый – 29” хардтейл. Он сделан из алюминия и ориентирован на гонки. Весит менее 11 килограмм, что достаточно мало, позволяет быстро разгоняться и не пасовать перед подъемами. После покупки (а не просто тестирования) этого найнера более года назад, я могу с полной уверенностью сказать, что не имею причин приобретать 26” хардтейл для катания по горам, ни гоночного, ни дружеского.

Мой второй байк – 100 мм двухподвес. Его я обычно выбираю для гонок кросс-кантри не столько потому что он быстрее 29”, сколько от того, что на нем просто весело. Он весит больше, чем 29” хардтейл, да и в горы забирается без огонька. В зависимости от того, как сложится сезон 2011 года, я, возможно, рассмотрю вопрос о его замене на велосипед с большими колесами.

И наконец, мой третий велосипед – относительно нетяжелый 150 мм внедорожник, предназначенный скорее для катания в свое удовольствие, чем для скоростных виражей. У него 26” колеса с широкими шинами и он самый приятый для езды, просто надо смириться с тем, что на подъемах он катит неважно. Здесь я не вижу преимущества у больших колес. Это бы сделало велосипед тяжелее, а из-за длинного хода подвески, он бы ощущался менее устойчивым и проходимым.

Мораль моей истории в том, что каждому владельцу «конюшни» байков не помешает добавить в нее 29”. Для тех же, чья главная цель – участие в гонках кросс-кантри, будь то дружеских или профессиональных, я вижу переход на 29” существенным преимуществом.

Оли Бэкингсейл, профессиональный гонщик кросс-кантри
Оли Бэкингсейл, профессиональный гонщик кросс-кантри

Я вижу преимущество больших колес в качении, но такие колеса всегда тяжелее. Мне очень нравится мой Giant Anthem X и я в курсе разработки 29” Anthem X, однако, потеря скорости из-за веса будет выше в сравнении с моим хардтейлом.

Не стоит забывать и о запчастях. У меня множество 26” колес и покрышек и при использовании 29” их станет еще больше. Решение – полный переход на новую систему, что весьма серьезно. Поэтому я, пожалуй, предоставлю спонсорам решение данного вопроса.

Гай Кестевен, испытатель BikeRadar
Гай Кестевен, испытатель BikeRadar

Байки с большими колесами – мусор. Они вялые, пластичные, тяжелые, предназначены для долговязых или пожилых велосипедистов, желающих привлечь к себе внимание, а также новичков, не умеющих кататься. Мне нравится все это слышать, ведь так мне удается хранить в секрете свое безобидное жульничество.

Откровенно говоря, некоторые неудачно спроектированные агрегаты – полный хлам. Даже хорошие образцы не позволяют выделывать сложные трюки, вяло разгоняются, могут застрять в узких местах. Это значит, что они никогда не подойдут абсолютно всем.

Если вы спросите меня, какой велосипед самый быстрый на длинной ухабистой, техничной трассе я незамедлительно отвечу: «Найнер». Особенно после испытаний моделей 2011 года. Большие колеса означают снижение тряски, усиление крутящего момента и лучшую уверенность при прохождении техничных участков.

Они сохраняют скорость и сцепление с дорогой на подъемах или в резких поворотах. Хорошие 29” хардтейлы сходны со 100 мм 26” подвесами. Хорошие 100 мм найнеры-подвесы соответствуют большинству 26” со 152 мм хода подвески на скоростных, каменистых спусках.
Пересадите небыстрого гонщика с 26” на 29”, и он поедет лучше. И это не реклама и не спекуляция. Я видел такое на групповых заездах, на гонках эндуранс, а теперь и на Мировом кубке по кросс-кантри. Пусть лучше люди мне не верят – это позволит мне еще какое-то время надирать их задницы.

 

 

 

Прочитано 123513 раз Последнее изменение Среда, 18 Апрель 2012 18:26

1 Комментарий

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии