Версия для печати
Суббота, 22 Декабрь 2007 00:36

Там, где Ока впадает в Кужерку

Автор  sergey_sw

Отчет об оффроуд покатушке 30 июня 2007 года

Казанский офф-роуд клуб

совместно с сайтом о велопутешествиях "Негонки.ru" представляет:


Автор: Сергей (Зелёный Дол)

Душный и липкий воздух жаркой летней ночи потряс вибратор мобильника. Пришла SMS-ка: «Серёга, я проспал! Что делать?» Было три часа ночи (или утра) и остатки попыток уснуть с сожалением улетучились. Мысли лихорадочно носились возле одного: «Не успев начаться, поездка разваливается»...

 

В ролях:

Константин
(Пилот «Оки» )

Pozis
(GT "Avalance" 2.0D / "Isuzu Pickup" - Оператор БТЛ :) )

Сергей
("Isuzu Pickup" - Механик-водитель)

 

В эпизодах:

 

представители местного населения

-=Предисловие =-

Да... Такого трудного рождения этого рассказа я не ожидал. После поездки мы договорились, что основную часть напишет Pozis, отдавая ему честь, как обладателю лёгкого слога. А потом будут внедрены наши комментарии и добавления. Наступила осень. Начали облетать листья и сглаживаться впечатления от поездки. Собрав волю в кулак сажусь всё-таки за написание. В сентябре-октябре текст дорабатывался, наполнялся отобранными у обладателей фотографиями. Константин высказал кое-какие замечания и пожелания... Рассказ отсылается Pozis'у.

Листья облетели полностью, снежный покров устоялся. Даются клятвенные обещания сделать-таки подарок сайту "Негонки" к Новому году. Госпожа Муза отвернулась от Pozis'а :(. Желание публиковать этот рассказ на велосипедном сайте без описания велосипедной части нашей поездки как-то пропало. Но Константин (Flashback) всё-таки настоял сделать исключение.

Желаю Pozis'у, чтобы Муза вернулась к нему, а этому рассказу - добавления блестящих комментариев и описания велоброска от Суслонгера до Красного Стекловара по 30-градусной жаре. Придётся сделать уже третье, но уже окончательное открытие этого повествования.

 

-=Пролог =-

После капитального ремонта двигателя моего полноприводного Isuzu Pickup (в дальнейшем – Исузик) возникло естественное желание обкатать машину. По городу много не наездишь, поэтому взоры устремились в соседнюю Марий Эл. Был накидан маршрут с интересными для посещения точками.

Ну, не одному же ехать на необкатанной машине! Предложение присоединиться Константин Болдышев (Kazan Offroad Club) принял с удовольствием. Осталось только уточнить, на каких выходных осуществить запланированное, и найти себе «штурмана».

Поиск "штурмана" давался с трудом. Все кандидатуры оказались жутко занятыми и задавленными повседневными и семейными делами. Из-за этого пролетела со свистом одна неделя, потом другая. Наконец-то согласился Pozis из славной Йошкар-Олы, но с условием, что берём его вместе с велосипедом. С велосипедом, так с велосипедом... Мной планировалось стартовать вечером в пятницу, чтобы заночевать уже в глубине Марий Эл и не тратить драгоценное время.

Под вечер пятницы 29 июня Константин вносит предложение немного изменить маршрут – поехать не по часовой стрелке, а против неё и вдобавок заехать на Нолькинские каменоломни, которые он с группой не смогли найти в предыдущую поездку по тем местам из-за нехватки времени. На вопрос: «А мы успеем всё запланированное объехать?», последовал ответ: «Тут всё за один день проскакать можно». Как можно за день проехать 700 км и все осмотреть, осталось для меня загадкой.

Дело остаётся теперь за Pozis'ом, которому не с кем оставить на вечер сына. Конец рабочего дня проводится в переписке с ним по ICQ.

Итог – Pozis ехать вечером не может, поэтому старт переносится на раннее утро субботы 30 июня. Договариваемся, что он самым первым поездом из Йошкар-Олы в 3:08 отправляется в Зеленодольск и десантируется на станции в 5:39.

Весь вечер и часть ночи прошли в сборах и спать я отправился пол-второго. Будильник поставлен на четыре утра...

 

-= День первый (30 июня 2007 г) =-

... SMS-ка пришла за восемь минут до отправления поезда и Pozis физически не мог на него успеть. «Что делать, что делать?». Ехать на следующем поезде и присоединяться к нам на маршруте. Будильник переставлен на более позднее время и борьба с бессонницей продолжается…

Шесть утра. Все спят. Выхожу утренним солнечным утром из подъезда и иду на стоянку за машиной. Подгоняю к подъезду. Вытаскиваю из квартиры, стараясь не шуметь, и загружаю заранее заготовленные вещи. Потом спускаюсь к гаражу и забираю приготовленные лопату, сапоги и трос. Кидаю покрышку, чтобы велосипеду Pozis'а было помягче. Теперь на заправку. Бак – до отсечки, десять литров в канистру. Как ни старался, все приготовления заняли довольно много времени и выехал я с опозданием. Как потом выяснилось, Константин тоже особо не спешил...

Всё, поехали! Первая цель – озеро Мушыл (Морской Глаз), у которого мы должны встретиться с Константином. Решаю спрямить дорогу и ехать через лесничество и Бизюргуб. Дорога знакомая – доехать до ЗМЗ, свернуть направо и через поле до объездной, а там по лесу грунтовка до деревни. Несмотря на прошедшие недавно ливни дорога вполне проходима и для недоприводов - лужи неглубокие.

Проехав Бизюргуб и разгоняя гусей выезжаю, наконец, на асфальт. Навигатор из карманного компьютера (КПК) упорно не хочет питаться от «прикуривателя», высасывая аккумулятор. Сверившись с направлением на повороте у Старых Парат, выключаю его с мыслью разобраться потом.

Теперь курс на Сотнур. Мимо пролетают Очаково, Вахоткино, Карай, Нагорино. После проезда моста через Петьялку появляется указатель «Петьял». Само село раскинулось на склоне и видно уже издалека. Дорога поворачивает вверх. Кручу головой, но деревянной церкви, которая является достопримечательностью, так взглядом и не нахожу. (Уже позже, в следующую поездку, когда листва облетела и на полях лежал первый снег, церковь с дороги я увидел. И находится она не в Петьялах, а примерно в полутора километрах от них на юго-восток).

Куршембал и вот он – Сотнур. Как и говорил Константин, поворачиваю на указателе налево. Да… В Сотнуре даже закусочная есть и в восемь утра «клиенты» стоят у входа. Дорога ведёт полями к Шарибоксаду. В качестве приметы Константин указал колонку, но выехав из села, я её так и не заметил. Встав на обочине замечаю двух местных старушек-мариек. На вопрос: «А где тут у вас знаменитое озеро?» следует предложение показать и заодно проехать по пути. Одна из них садится в кабину и я замечаю замаскированную колонку. Доезжаем до последнего двора у крутого склона и останавливаемся. Старушка уходит.

Половина девятого. С высоты открывается великолепный вид на леса в пойме Илети. До самой реки отсюда около 4 км.

У подошвы обрыва в круглой котловинке карстового провала расположилось само озеро. Края его окаймляют хвойные деревья. С высоты цвет воды кажется изумрудным.

Что-то нет никаких вестей ни от Константина, ни от Pozis'а. Поезд по расписанию уже должен быть в Суслонгере. Звоню. Pozis отвечает, что находится ещё в Сурке. Говорю, чтобы он выгружался на станции и ждал нас.

Откуда-то появляется маленький бородатый старик марийской наружности и наблюдает за мной. Пытаюсь наладить с ним контакт фразой «Хорошо тут у вас!». Молчит. На пару вопросов тоже отвечает молчанием. То-ли глухой, то-ли русского языка не понимает.

Вынимаю фотаппарат. Сделав несколько кадров спускаюсь левой стороной по тропинке к озеру. В роще у воды встречаются следы жизненных отходов человечества и приходится идти осторожно, чтобы не наступить на «мину». Тропинка выводит на берег у стока из озера. В прозрачнейшей воде колышатся водоросли. Чем дальше от берега, тем вода становится непрозрачнее и кажется сине-зелёной. Интересный парадокс! Попробовал рукой воду – прохладная. Из-за крутых высоких склонов и деревьев, растущих на них, солнечные лучи не прогревают озеро в течение всего дня.

Озеро Морской Глаз

Прозрачная вода озера

Озеро Морской Глаз

Прозрачная вода озера

Из недр противоположного от стока склона, где я оставил машину, вытекает пара источников и вода, образуя водопадики, скатывается в озеро.

Тишина, людей нет. Теплое солнечное утро и журчание водопадиков вызывают блаженство. Чуть позже, к обеду сюда потянутся машины с народом. Пластиковые бутылки, плавающие у берегов, портят настроение и я поднимаюсь по дороге на другом склоне.

Подъём довольно крутой. Вот и Исузик. Старик никуда не уходил, но налаживать с ним разговор больше нет желания...

Кстати, интересная подборка материалов об озере есть на сайте Александра Баданова http://pages.marsu.ru/iac/resurs/morglaz/index.html

Попытка реанимировать зарядник от «прикуривателя» для КПК успехом не заканчивается. Выносится вердикт – «бобик сдох». Звоню Константину и уточняю, где он. Говорит, что подъезжает к Сотнуру. Желания ехать на Морской Глаз у него нет, так как здесь уже бывал. Завожу машину и еду навстречу, в Сотнур.

«Ока» Константина стоит на обочине. Здороваемся. Отдаю рацию для связи, он – обещанный музыкальный диск. Поехали!

Нуршари встречает бетонкой отвратительного качества. Дохлые передние амортизаторы Исузика не справляются с такими выбоинами и подвеску пробивает. После крутого спуска бетонные плиты сменяет асфальт и начинается скоростной слалом между ям. У новой «Оки» Константина амортизаторы отрабатывают неровности, а мне же, идущему следом, бывает нелегко.

Въезжаем в Красный Стекловар. Почему-то проносимся прямо, на второстепенную дорогу. Ну, Константину виднее – у него в машине ноутбук с навигацией. Потом асфальт заканчивается, мы сворачиваем направо в переулок и по песчаным колеям спускаемся вниз, к ручью. Приехали... Слева высится насыпь с остатками старого деревянного моста. Водная преграда с виду неширокая. Песчаная дорога ныряет в ручей и вылезает на другом бережке. Константин предлагает ехать мне на пикапе вперёд, мотивируя: «У тебя же полный привод». Я говорю, что увязну в песке, на что получаю: «Не увязнешь, песок-то плотный». Пока я размышлял о траектории проезда, Константин сел в «Оку» и потихоньку поехал в ручей. Машина благополучно доехала до середины, но вдруг резко ушла левой передней частью в воду. Я вначале не понял, что произошло. Константин, открывая пассажирскую дверь кричит: «Давай трос!»

– Сейчас, сапоги одену!

– Зачем?!

– Трос дать!

– У меня всё равно кроссовки мокрые!

– А у меня ещё нет :) Как я до тебя трос-то докину? Далековато.

Впадение

Тянем-потянем...

Впадение "Оки" в Кужерку

Тянем-потянем...

В спешке натягиваю кирзачи. Цепляем трос к «Оке», другой конец - к Исузику. Сапоги, оказывается, воду пропускают по швам, а вода в ручье холодненькая. Делаем попытки выдернуть «Оку». Трос несколько раз слетает, потом рвётся. Завязали узел и закрепили трос в этот раз понадёжнее. Исузик напрягается, как на привязи, роя песок. Меняя местоположение машины, чтобы не нарыть ямы и не сесть на раму, наконец-то удаётся сдвинуть «Оку». Потихоньку вытаскиваем её на берег ручья, который по карте оказался речкой Кужеркой. Открываем «кингстоны»-двери. Вода потихоньку переливается через «борта». Выгружаем все вещи из салона и багажника и начинаем вычерпывать воду пластиковым стаканчиком, нашедшемся на берегу. Константин убирает шумоизоляцию и ищет резиновые заглушки. Наконец-то они найдены и вода потекла через отверстия в днище. В багажнике отверстий не нашлось и вода была изгнана оттуда вручную.

Через час на берегу стояла «Ока» с открытыми дверями, багажником и капотом. Вокруг лежали на солнце и пытались высушиться вещи, коврики, шумоизоляция.

Начали проверять, не попала ли вода в масло двигателя. На первый взгляд диагноз утешает и следует попытка запуска двигателя. В ответ – тихое подвывание промокшей сирены сигнализации безо всяких попыток работы стартёра.

Звонит Pozis и интересуется, долго ли ему торчать в Суслонгере. Объясняю, что мы утопили «Оку». План такой: Pozis на велосипеде едет из Суслонгера до Филипп-Солы и ждёт нас там.

Танцы с бубном вокруг сигналки к успеху не приводят, и Константин берётся за мобильник, названивая знакомым, и, пытаясь описать симптомы, получить ответ, как починить машину. Я тем временем снял сапоги, и выставив ноги в боковое окно Исузика, сушу носки на солнце.

После одиннадцати часов на водоём потянулось местное население. Кужерка ручьём впадает в пруд справа от нас. Вода там тёплая и вскоре на берегах было немало народу. На другом конце пруда виден мост. К нему и вела главная дорога, которую мы проскочили.

Здесь должна была быть объяснительная записка Константина Болдышева о подвиге Сусанина. Но он, как скромный и немногословный человек, доверил расследование этого дела мне. Уже дома, рассматривая записанный трек поездки с ноутбука, замечаю, что на свежей двухкилометровке автодорог Марий-Эл дорога как-раз и была прорисована неправильно - так она шла раньше, до постройки нового моста.

Мы же загорали на солнце возле мокрой «Оки». Звонит Pozis: он уже в Филипп-Соле и спрашивает, где же мы. Я отвечаю, что всё там же и предлагаю двигаться навстречу. Pozis начинает размышлять, а не свалить ли ему на Яльчик - как раз в эти выходные часть "негонщиков" должна была справлять день рождения Лиды на Глухом, а другая часть купаться в Яльчике. Размышления пресекаются доводом, что если бы не проспал, ехал бы сейчас в машине, а мы не утопили «Оку».

Полученная «Окой» солнечная энергия не вдохнула в неё жизнь. Константин предлагает продолжить поездку без него.

- ЧтО? Одной машиной, без навигации? А если что случится? А ты как?

- Ну, я дозвонюсь до специалиста по «Окушкам» и он приедет.

- Когда?

- Ну.., сегодня :)

- Не.., один я не поеду.

Выдёргивания релюшек, их замена не помогают, но машина иногда начинает моргать лампочками, поворотниками. Это уже лучше. Сушим плату сигнализации, отключаем питание – не помогает. Машина не заводится.

Очередной звонок, сделанный Константином кому-то, даёт фразу: «Посмотри под ...». Откручиваем кожух и находим очередное реле. Изучение схемы его подключения наводит на мысль. Приношу кусок провода и лампочку… а дальше подробности я опущу. «Ока», булькая водой в глушителе, заводится.

Пытаюсь обрадовать Pozis'а, что дальше к нам ехать не надо и можно отдыхать, на что получаю в ответ: «Я в двух километрах и всё же доеду, чтобы искупнуться в вашем знаменитом пруду».

Собираем вещи, загоняем «Оку» передком на бугор, чтобы слить воду из выпускной системы. Константин ещё раз смотрит масло: следов эмульсии нет.

По мосту проезжает «цивильный» велосипедист (ну, тот, который отличается от местного населения). Звоню Pozis'у. Это был он. Решаю встретить, но Pozis вдруг разворачивается и едет назад - решает добраться до наших машин с другой стороны пруда «дворами». Спрашивает, не Константина ли «Ока» стоит на берегу. Возвращаюсь. Здороваемся. Pozis уходит купаться. Шутка ли, проехать по жаре 55 км, да ещё по холмистому рельефу!

Переезд ветки на Мочалище

Окрестности взглядом Pozis'а

Переезд ветки на Мочалище

Окрестности взглядом Pozis'а

По пути к нам Pozis несколько раз встречал разобранные и действующие переезды на бывшей Юшутской ветке, испытал много трудностей, увидел много интересного. Оставим ему место под красный слог.

Ну, теперь все в сборе. Крепим велосипед в кузове Исузика. Надо бы прикупить воды, но Pozis изрекает радостную весть: «Её по пути в магазинах не видел, но в колодцах водичка вкусная». Не хватает нам дизентерию подхватить. Заезжаем в магазин, который я приметил. Вода была в наличии и ассортименте, да ещё в холодильнике. Затариваемся и трогаемся в путь в 13:25.

Pozis блаженствует в кабине, попивая водичку и свысока посматривает на обратную (для него) дорогу. Кстати, двухлитровую бутылку воды употреблять за рулём трудновато - она упирается в потолок и приходится наклонять голову набок :)))

Спуск с подъёмом у Краснояра

Спуск с подъёмом у Краснояра

Следующим пунктом в нашей поездке было исследование места, где, по словам Константина, он нашёл следы узкоколейки. В принципе, она теоретически могла быть – там находились торфоразработки. Вот только где был конечный пункт линии? Непонятно... Я к предположению о существовании УЖД относился скептически, но всё же взял металлоискатель. Как говорил Pozis, должны же остаться хотя бы костыли, а ещё лучше, куски рельсов.

Проезжаем Зеленогорск, Весьшургу и после Изи-Кугунура сворачиваем с трассы направо. Здесь на северо-запад идёт насыпь. Настораживает, что балластом служит щебень, как на трассе, а не гравий. Через полтора километра упираемся в промоину в теле насыпи. Справа и слева в глубокой канаве с водой валяются бетонные остатки какого-то большого изделия. Константин принял это за бетонный мост (водопропускную трубу). Но зачем на узкоколейке строить подобные долговременные сооружения, когда даже на ширококолейной ветке Зелёный Дол – Йошкар-Ола совсем до недавнего времени стояли деревянные мосты? Подробный осмотр сооружения приводит к выводу, что это когда-то было гидрозатвором на канаве с торфополями.

Время – полчетвёртого. Собираю металлоискатель. Pozis 'у вручается БТЛ (большая титановая лопата) с наказом держать ёё подальше, чтобы не было реакции на «цветмет». Первой находкой стала пробка от водочной бутылки :) Через некоторое время выкопали из грунта со щебнем часть крышки от подшипникового узла. О! Здесь что-то ездило :) Воображение начало рисовать мотовоз. Потом откопалась вторая часть крышки, ещё какая-то железка. Мешали работать ККЛН (крупные кровососущие летающие насекомые) и кусок булки с сухой охотничьей колбаской, которые вручил нам Константин. Надежду на существование здесь узкоколейки вселил откопанный болт с полукруглой головкой, но вот вылезшая недалеко гайка далеко не подходила по размерам к нему. Вердикт – УЖД здесь не было: слишком много фактов говорило против этого. Но Pozis всё же хочет проверить теорию о якобы продолжении трассы данной насыпи. На карте он увидел значки посадок, которые вполне могли служить лесозащитной полосой.

Что ж, поехали. Опять пролавировали между выбоинами на асфальтовом покрытии трассы и свернули на Юшут-Тур. В марийских деревнях, видимо, выполняют национальный проект «Дороги», но каким-то странным способом (может, мы рано приехали) – посередине улицы наваливают крупные камни известняка вперемешку с жёлтой глиной и пытаются, разровняв их бульдозером, получить проезжую часть. Ехать по камням было мучительно больно, и там, где было возможно, ехали прямо у дворов.

После Юшут-Тура начались поля и луга, пересекаемые небольшими ложбинками с ручьями. Перед очередным ручьём останавливаемся разведать траекторию проезда: угодившая в промоину Кужерки «Ока» ещё стояла перед глазами. Ручей оказался неглубоким и Исузик резво перескочил препятствие. «Ока», двинувшаяся следом, вдруг остановилась и начала выбрасывать из моторного отсека клубы пара, специфически пахнущие «Тосолом». Началась борьба с крышкой капота – горячий пар обжигал руки. Наконец, победа была за Константином. Поливая водой радиатор, начали искать отверстие. Прохудилась трубка от радиатора к расширительному бачку. Ликвидировав неисправность, Константин заливает воду прямо из ручья, и мы двигаемся дальше. Вот и посадка. Она оказалась банальной ветрозащитной полосой между полями и росла по краям овражка. Возвращаться той же дорогой Константин не захотел, решив разведать указанную на карте грунтовку через Нурумбал на Весьшургу через реку Арку.

Объезжаем полями Кучук-Помаш и въезжаем в Нурумбал. Ситуация с дорожным покрытием на центральной улице повторяется – те же известковые камни. Кстати, марийцы, как и в татарских деревнях, любят и держат гусей – незнакомцу ходить по улицам опасно :) После Нурумбала на полевой дороге появляется песочек, и чем дальше мы ехали, тем глубже становились колеи. Я подключаю передний мост и Исузик едет дальше как ни в чём не бывало. Но «Ока» маленькими колёсиками нагребает перед собой валик песка и двигаться ей становится всё труднее. Выталкиваем её на луг и двигаемся параллельно колеям. Появляется лес, песок пропадает. Дорога ведёт под уклон. Вокруг живописные серпантинные пейзажи, не уступающие горным :) Но вот опять появляется песок, а с ним и глубокие колеи, образованные огромными колёсами лесовозов.

Лес в окрестностях Арки

На выезде из Нурумбала

Лес в окрестностях Арки

На выезде из Нурумбала

«Ока» героически пробивается вперёд. Но вот колеи уходят в разлившуюся водную преграду. Это, скорее всего, были воды реки Арки. Поглядев на препятствие, штурмовать его не решаемся и разворачиваемся. Обратный путь был тяжелее – на подъём. Преодолевая очередной замес лесовозных колёс «Ока» опять пускает пар. Пока радиатор остывает, собираю крупную и сладкую землянику прямо с брустверов дороги.

Pozis'у надоедает кипение машины и, выяснив, что оказывается, не включается электровентилятор, не собирается с этим мириться. Пока Константин с котелком ходит вниз за водой к Арке, пытаемся выяснить причину невключения. Я перемыкаю контакты датчика, а Pozis по щелчкам ищет реле. Поиску мешают крупные кровососущие летающие насекомые, заглушая жужжанием и гулом звуки. Наконец реле найдено и извлечено. На его место ставится «лишнее», ни к чему не подключенное, которое было обнаружено на берегу Кужерки. Теперь, после замыкания контактов датчика, электровентилятор включается.

Мимо не спеша проплывают в обратном порядке знакомые пейзажи и вскоре опять выезжаем на луг с песчаной дорогой. В Нурумбале останавливаемся у колодца и заливаем в баллоны и канистры воду. Как ни странно, жители вообще не проявляют интереса к чужим машинам, в отличие от «наших» деревень, где каждый готов долго провожать настороженным взглядом незнакомца.

Трястись опять по камням Юшут-Тура Константину не хочется и он решает по полевой дороге выйти на трассу. После десяти минут штурма различных препятствий упираемся в лесовоз с родными номерами, грузящий брёвна и перекрывший дорогу. Разворачиваемся и через улицы Изи-Кугунура всё-таки выходим на трассу. Третий раз устраиваем слалом между уже знакомыми выбоинами и устремляемся к Ронге.

Почти сразу, перед мостом через Юшут асфальт заканчивается и дальше, до Малого Кундыша идёт щебёночный грейдер. Константин сразу уходит вперёд, используя принцип «больше скорость – меньше ям». К Исузику это правило не подходит и он периодически пробивает переднюю подвеску из-за дохлых амортизаторов.

Через десять с половиной километров тряски с умилением встречаем асфальт. Перед Ронгой, которая была следующим пунктом маршрута, сворачиваем к торфопредприятию. Время – 19:16.

За воротами, на скамейке у одного из строений сидят двое мужчин и две женщины. Я был на Ронгинском торфопредприятии осенью 2005 года , прошёлся по одному из усов к торфополям, и на этот раз оно особого интереса не представляло. Pozis и Константин уходят к сидящим и долго о чём-то переговариваются.

Попытавшись выгнать из кабины набившихся летунов, закрываю машину. Работники предприятия упорно не желают нас пускать «посмотреть на УЖД», мотивируя, что «если начальство узнает, уволит». Доводы о том, что их узкоколейка давно сфотографирована из космоса, исхожена вдоль и поперёк тем, кому надо, упорно не принимаются. Наконец Pozis уламывает дозвониться до директора. Идут поиски номера телефона, потом директор находится «вне зоны доступа». Наконец, звонок доходит. Pozis ведёт переговоры и директор быстро даёт добро на экскурсию.

Один их работников идёт с нами и показывает территорию, технику для добычи торфа. Сами торфополя находятся ниже и на них открывается великолепный вид. Потом идём к тепловозам – на узкоколейке их работает три единицы. Константин интересуется устройством и фотографирует механические и гидравлические части с маниакальным упорством китайского технического шпиона. Pozis, забираясь на площадку тепловоза, каким-то образом умудряется порвать штаны и продумывает дальнейшее продолжение жизни. Он агитирует нас ехать к себе домой в Йошкар-Олу, зашить там штаны и переночевать. Для нас это огромный крюк и не соглашаемся. Pozis грозится уехать домой на велосипеде. Работник, ходивший с нами, предлагает штаны зашить в швейном цехе, находящемся на территории. Естественно, не бесплатно. Говорю, чтобы расплатился за работу деньгами, но работники требуют оплаты бутылкой вина. Pozis спрашивает у меня, что купить (нашёл, с кем советоваться :) ). Я кроме портвейна «777» ничего не знаю, и то его потребляли строители гаража.

Тепловоз с ТСВ

На тепловозе...

Тепловоз с ТСВ

На тепловозе...

Вагоны для торфа на разгрузке

Фреза для торфа

Вагоны для торфа на разгрузке

А это - фреза. Сзади трактора торфополя

Константин, Pozis и работник садятся в «Оку» и уезжают в магазин посёлка Ронга. Я снова занялся выпусканием летучих тварей из кабины. Гуманным способом изгоняться они не хотели, тупо бьясь о стойки. Пришлось применить химическую атаку репеллентом, после чего они быстренько нашли выход на свежий воздух через открытые окошки. Пришла швея и отдала штаны Pozis 'а. Вскоре приехала и «Ока».

Далее мы направили колёса машин к посёлку Горняк, рядом с которым находятся Нолькинские каменоломни. Объезжаем Ронгу и по бетонке устремляемся к Фокино, у которого находится пост ГИБДД. Поворачиваем на трассу. Гаишник, сидя на табуретке, провожает нас ленивым взглядом. Наслаждаемся ровным асфальтом автомагистрали, но недолго. Сначала исчезают «лишние» полосы, а затем покрытие немного ухудшается.

"Бетонка" у Ронги

"Горняк"

В 21 час подъезжаем к повороту на Горняк, у которого установлена одноименная скульптура. Ещё немного и мы подъезжаем к посёлку. Где конкретно находятся каменоломни, как к ним проехать мы точно не знали. Константин поворачивает направо и мы движемся между полями и лесом у оврага. Подъезжаем к лужайке и останавливаемся. Место здесь продуваемое, что гарантирует пониженное количество комарих - Константин хочет здесь заночевать. Осматриваемся и указываем невдалеке на ограды – кладбище. Тогда уточняем координаты геокэшерского тайника и Константин забивает их в ноутбук.

Для справки: геокэшинг - подобие игры. Один из участников закладывает тайник рядом с интересным с исторической, географической, культурной и т.п. точки зрения местом. Он может прямо указать координаты этого места, но ещё интереснее их каким-либо образом зашифровать. Любой человек может стать участником игры. Непременное правило - найдя "клад" и взяв оттуда понравившуюся вещь, необходимо положить равноценную замену. Тайник у Нолькинских каменоломен был заложен RaFael'ем из Нижегородского велоклуба.

Двигаемся дальше между полями и деревьями Нолькинского оврага. Смеркается. На Исузике прыгает напряжение (от нормального к пониженному) и я фары не включаю, опасаясь разрядить аккумулятор, ориентируясь на «габариты» впередиидущей «Оки». Иногда дорога спускается в овраг, образуя крутые спуски и подъёмы. На одном из переломов на промоине оврага ловлю диагональное вывешивание. «Ока», благодаря короткой базе здесь прошла без проблем, а я раскачиваюсь, как на качелях. Константин советует, как действовать в данной ситуации и Исузик продолжает путь.

Дальше дорога выводит в луга и теряется в траве. Едем уже по направлению, просто по пампасам. Темнеет всё больше и больше. Вдруг «Ока» ныряет куда-то. Останавливаемся. Машина ушла передком в заросшую старую канаву, которую не видно в темноте из-за высокой травы. Достаём уже испытанный трос и выдёргиваем «Оку».

Канава тянется поперёк луга и нужно искать проезд. Вскоре Pozis кричит, что нашёл дорогу. Я поехал в его направлении. Вдруг Исузик уходит вниз и с ударом приземляется на передние колёса. Ёлы-палы, всё та же канава! Раскачка колёсами вперёд-назад не помогает. Прицепляем трос к «Оке» и пытаемся сдвинуть пикап с места. Бесполезно: Исузик угнездился рамой на гребне канавы. Достаю лопату и Pozis начинает земляные работы. Вторая попытка с помощью «Оки», и я выезжаю из засады.

Земляные работы

"Ока" в канаве

Земляные работы

На небе светит полная луна. Константин ведёт нас куда-то. Кругом луга и ни души. Хочется искупаться. Эта мысль по такой жаре преследовала нас ещё от Ронги. Впереди очередной спуск в овражек. По рации раздаётся голос Константина: «Едем по центральной улице бывшей деревни». (Не существующая сейчас деревня Памашъял. На вопрос о названии деревни ответа почему-то не последовало. Время – двенадцатый час ночи. Овражек встречает очередным ручейком. Строим переправу для «Оки», переезжаем. Справа темнеет какой-то водоём. Pozis с Константином идут к нему, а я по дороге поднимаюсь наверх, к деревьям. Сюда, похоже, гоняют коров на водопой, о чём и предупреждаю по рации. Наверху, между деревьями валяется ствол берёзы, тут же и кострище. Загоняю сюда машину. Возвращаются Константин и Pozis – водоём действительно грязный с растоптанными коровами берегами. А вот кострище – это разбитое молнией дерево.

Далеко на юге сверкают зарницы. Разжигаем костёр и кипятим воду. Pozis возится с палаткой – он решил поставить её между машинами.

Запруда у Помашьял

Просто Луна

Запруда у бывшей деревни Помашъял

Просто Луна

Разводим быстроразваримый суп-лапшу. Pozis умудрился купить харчо. Мне достались приятные минуты глотать горячую лапшу да ещё приправленную доброй порцией перца. При этом пол-первого ночи доставали комарихи. Им, вообще-то, в это время положено спать. Или это мы их разбудили..?

На небе видны вспышки молний и начинает погрохатывать. Моемся и раскладываемся спать: Константин – в «Оке», я – в кабине Исузика, а Pozis – в палатке.

Поднимается сильный ветер, предвещающий ливень. Молнии сверкают всё ближе и ближе. Исузик стоит у дерева и большая ветка раскачивается прямо над лобовым стеклом, действуя на нервы. Падают первые крупные капли. Мозг всё сверлит мысль: «А если в дерево шарахнет молния?» Кое-как принимаю вертикальное положение – в кабине мешает спать руль :), завожу машину и переставляю подальше от дерева, поближе к «Оке».

Начинается сильный дождь. Засыпаю под барабанный шорох по крыше и тенту. Через некоторое время просыпаюсь – ветка вдали раскачивается с большой амплитудой, за окнами ливень, гром и молнии, сильный ветер. В палатке Pozis 'а скачет луч фонарика. Чего ему не спится? Не выходит из головы мысль «как мы теперь отсюда уедем?». Почва-то тут глинистая. Опять засыпаю.

 

-= День второй (1 июля 2007 г) =-

Светает. Дождь прекратился и пробиваются первые солнечные лучи. В шесть утра все спят и я впадаю в дремоту. Полседьмого всё-таки вылезаю из машины. «Ока» пустая – Константин ушёл на разведку. Умываюсь, собираю металлоискатель, беру лопату и собираюсь идти на ту сторону оврага, откуда мы приехали. Но появляется Константин и говорит, что и здесь тоже были дома – деревня Помашьял стояла по обеим сторонам. Ковыряю землю у оставшихся фундаментов строений, но ничего интересного не попадается – только ржавые железки и гвозди.

Дома, зайдя на сайт с описанием деревни http://www.12rus.ru/List/25/1033/(ссылка Pozis'а) узнаю, что когда-то здесь было два поселения. Позже они слились в одно. Кстати, стоит отдать должное составителям "Истории сёл и деревень Марийской республики". Каждый из томов посвящен существующим ныне, а также уже несуществующим поселениям по своему району. Очень интересно узнать историю деревни, по которой ты недавно проехал, или намерен посетить. Также огромное спасибо хочется сказать и тем, кто создал ресурс http://www.12rus.ru, один из разделов которого посвящён истории края. Здесь и выложены содержания томов по районам. До этого нам с Константином Болдышевым пришлось ехать в Национальную библиотеку в Йошкар-Олу, чтобы почерпнуть нужную информацию.

Просыпается Pozis и сушит палатку. Завтракаем. Константин рассказывает, что до Нолькинского оврага недалеко, а совсем рядом, со вчерашним водоёмом он обнаружил благоустроенную стоянку с лавками, столом и срубом ключа. Там же рядом лежат целые и разбитые мельничные жернова.

Невдалеке появляется коровье стадо, ведомое двумя пастухами. Один из них отделяется и направляется к нам. Здоровается и интересуется, как нам отдыхается. Он думал, что кто-то пригнал под стадо своих коров, но подошёл поближе, увидел палатку и машины. Я пытаюсь узнать название деревни и год, когда она исчезла. Пастух на вопрос не ответил, но вслух решил, что мы здесь когда-то жили. Вот такая особенность у местных: может, не совсем понимают язык, но пытаются что-то ответить, часто невпопад.

Берём пластиковые канистры и бутылки и идём по краю к ключу. По краю овражка растут в один ряд деревья, причём каждое третье разбито молнией. Да… повезло... Родник бьет из основания оврага и стекает в сруб, закрытый крышкой. Для кого оборудована стоянка? Может, сюда приезжают бывшие жители деревни, или пастухи отдыхают? Но тут же сырое тенистое место и тучи комарих... Набираем вкусной свежей воды - один наполняет канистры, двое сгоняют кровопийц с него и с себя.

Стоянка

Стол и стулья из жерновов у родника

Место стоянки

Стол и стулья из жерновов у родника

Возвращаемся к машинам, я заливаю из канистры бензин. Поехали! Исузик пытается зацепиться четырьмя колёсами за раскисшую глину, но его таскает. С трудом заезжаем с дороги на траву. Вот так полегче. «Ока» трогается за нами. Раскисшая полевая дорога ведёт под уклон и мы пролетаем нужный поворот. Константин по рации останавливает нас и едет впереди. Здесь немного посуше и поровнее и можно разогнаться уже до 40 км/час! Немыслимая скорость после вчерашних девяти вечера. Максимум, с которым мы ползали – 10-20 км/час. Но вот дорога опять поворачивает влево и начинается небольшой подъёмчик с раскисшей глиной. Исузик с подключенным передним мостом и пониженной передачей еле ползёт. Наконец удается зацепится колёсами, запрыгнуть на луговину и мы обгоняем «Оку», которая еле-еле пытается заехать на подъём.

Заезжаем наверх и идём толкать «Оку», у которой задние колёса не крутятся из-за глины, набившейся в колёсные арки. Получив порцию грязи из-под колёс, доталкиваем машину.

Исузик разгоняется по накатанной дороге, ведущей вдоль деревьев и луга, но Константин возвращает нас по рации. Доезжаем до края луговины и ставим машины в тени. Собираемся и идём искать геокэшерский тайник в Нолькинском овраге, а заодно и поглядеть сами каменоломни. Так как ночью прошёл ливень, одеваю кирзовые сапоги и куртку. Остальные пошли налегке. Идём напролом – никаких тропинок тут нет. Сразу идёт спуск, сначала пологий, а потом всё круче и круче. Начинают попадаться плиты известняка и вдруг попадаем на заросшую дорогу. Идём по ней, но навигатор указывает на противоположную сторону оврага. Сам овраг двухярусный, разделённый полкой вышеупомянутой дороги. Делать нечего, спускаемся в нижний ярус, прыгая по огромным камням. На дне ожидаем увидеть начальные истоки реки Нольки, но там сухо. Начинается трудное восхождение наверх. В кроссовках передвигаться намного легче, чем в сапогах, зато у меня ноги сухие :) Наконец поднимаемся до другой дороги, идущей на противоположной стороне. Замечаем отводки, идущие перпендикулярно к склону, но пока не придаём им значения. Пока ходим по дороге и по координатам пытаемся определить местоположение тайника. Места здесь часто посещаемые людьми – на деревьях какие-то знаки, среди каменей – ямы. Разворошённый грунт сбивает с толку – кажется, что тайник просто-напросто разорили. Наконец, Pozis спускается чуть ниже и находит отверстие. В нём – пакет с контейнером. Забираем наклейки, Константин кладёт фирменный DVD-диск от Казанского офф-роад клуба. Делаем запись в книжке и маскируем тайник. Ствол берёзки, служивший ориентиром, сгнил и развалился на две части, что и сбило с толку. Кладём другой ствол и идём по дороге, пытаясь найти каменоломни. Заходим по уже упомянутым отводкам, которые ведут к склону оврага. Вначале лазов вообще не было, но посещая следующие отводки, доходим до лаза, в который можно залезть. Но ход сразу обрывается. Обследуем следующие, и каждый всё длиннее и длиннее предыдущего. Под землёй холодно, на стенках иней, изо-рта идёт пар. В некоторых каменоломнях на дне виден лёд. Кое-где ходы укреплены крепями, столбы которых уже сломались. Вылезая на «улицу» сразу получаешь крепкий заряд тридцатиградусной жары. Наконец, в последней посещённой нами пещере находим уже обработанный мельничный жернов, стоящий у стены. Ползать под землёй уже надоедает и мы берём курс к машинам, но уже по дороге.

Ходы в каменоломнях

Вот такие там крепи...

Ходы в каменоломнях

Вот такие там крепи...

Готовый, но брошенный жернов

Pozis в одном из залов каменолоен

Готовый, но брошенный жернов

Pozis в одном из залов каменоломен

Опять пересекаем сухое русло Нольки. В это время вода стоит только в глубоких ямках. Начинается крутой затяжной подъём наверх и вскоре выходим на полевую дорогу, где находим следы разворота Исузика. В головах бьётся мысль: дойти до машин, сполоснуться и напиться воды. Наконец доходим. Машины на месте. Тень давно исчезла, а чёрный пикап теперь стоит и жарится на солнце. В кабине - пекло (зато тепло :) ). Распахиваем двери и проветриваем салон. Меняю промокшую насквозь футболку на сухую. Жажда утолена и мы трогаемся.

Кругом поля, луга. Появляются первые люди, заготавливающие сено. Проезжаем деревню и попадаем на асфальт. Пейзаж напоминает вчерашний и кажется, что мы едем опять по дороге. Навстречу попадается КамАЗ, в кабине которого набито человек семь. Наконец выезжаем на трассу, но знакомой скульптуры горняка нет. Оказывается, мы едем в противоположную сторону, обогнув Шорсолу. Нужно заправится. Бензин в Марий-Эл дороже на полтора рубля. Заправка у Куженера не внушает доверия и мы едем дальше, к Советскому. Пара постов ГИБДД вообще пустует. В Советском у проходной какого-то предприятия поражает стоянка с велосипедами. Заправляемся. У кассы висит список с какими-то хитрыми скидками, и в итоге бензин получился дешевле на рубль за литр.

Выруливаем на трассу и идём на Йошкар-Олу, которая вскоре появляется на горизонте. Заезжаем в город, который сначала встречает деревянными домиками, а потом появляются многоэтажки. Проехав через Тарханово, останавливаемся в каком-то микрорайоне. Выгружаем велосипед Pozis'а, который в кузове после стольких скачек по пересечённой местности не получил ни одной царапины. Прощаемся: дом Pozis'а находится через пустырь и через двадцать минут Серега будет нежиться в ванной.

Pozis нас покидает. Фото на память

Pozis нас покидает. Фото на память

Совещаемся с Константином, куда ехать дальше. Продолжать маршрут нет смысла и времени. Нас выбили из графика сон Pozis'а, сушка «Оки» после Кужерки и кружение вокруг Нолькинского оврага.

А было запланировано проехать через станцию Нужьялы на Кужолок, а далее через Удюрму на Килемары. Оттуда спуститься через Красный Мост на Визимьяры. Потом нас ждало Юрино с замком Шереметевых. За остаток воскресенья такую программу физически осуществить не удалось бы. Решаем ехать на станцию Нолька и посмотреть состояние начальных километров железнодорожной ветки на Новый Цинглок. Хотя в Интернете и была информация о разборке ветки, но свежие зимние космические снимки показали, что путь зачем-то чистится снегоочистителем, по крайней мере, до входного светофора.

Выезжаем из Йошкар-Олы и к 14 часам подъезжаем к станции Нолька. У насыпи дороги приземлилась разбитая красная «пятёрка» - каким-то образом слетела. У машины сидит мужик. Второй мужик пытается поймать машины. Останавливаемся. Я иду к «пятёрке». Сидящий вхлам пьян. Второй что-то доказывает Константину. Говорю, что они пьяные и пусть вызывают ГАИ - нефиг с ними связываться. Второй мужик очнулся и они вдвоём наседают на Константина. Он сажает обоих в «Оку» и везёт в посёлок. Я тем временем доезжаю до переезда через начало ветки. Странно, но линия не разобрана. Дохожу до входного светофора, но он не горит. Накат на рельсах слабый. Подъезжает Константин. Решаем проехать по дороге, которая ведёт вдоль ветки и выяснить, до какого места не сняты рельсы. Но дорога постепенно отходит от пути, а потом делает резкий поворот направо. Разворачиваемся и ищем сход с дороги, идём по нему к линии. Место здесь сырое и поднимается туча комарих. Константин переходит на бег. Вот и рельсы. На месте... не сняты... Размышлять нет времени. Быстро делаем кадры и бегом назад. Я накидываю на голову капюшон куртки на голову, а Константин бежит в одной футболочке. За два дня нас так не кусали, как за эти тысячу двести метров.

Возвращаемся к переезду. Решаю взять «языка» из местных и выяснить, как далеко ведёт неразобранный путь и по какой такой причине до сих пор рельсы не сняты. Рядом паслось стадо, но за время нашей разведки оно переместилось дальше. Наконец, нагоняю пастуха-пацана. На все вопросы он отвечает: «Не знаю». Вот партизан! Уже дома, глядя на карту, выясняется, что нужно было проехать по дороге дальше, до деревни Шапы, а оттуда есть дорога через переезд до Больших Шапов.

Пока я гоняюсь за начальником стада, Константин находит на правой стороне дороги кладбище немецких военнопленных...

На кладбище...

На кладбище...

На кладбище...

Всё, поездка закончилась. Возвращаемся на станцию. Оба пьяных мужика опять находятся около разбитой «пятёрки» и всё пытаются остановить машины. Увидев нас, радуются, машут руками, но мы проезжаем мимо. Дальше выходим на южную объездную Йошкар-Олы и монотонно пилим до трассы на Зеленодольск. Все посты проходим в режиме «стелс». Вот и знакомая дорога на Волжск. Две почти бессонных ночи дают о себе знать и приходится бороться с дремотой.

Вечер воскресенья и со всех озёр на трассу вылезают отдыхающие. На повороте с Кленовой горы вообще образовалась очередь :)

Наконец сворачиваем на объездную Зеленодольска. На одном из поворотов встречаются три велосипедиста. Вот и съезд на дорогу к ЗМЗ. Останавливаемся, прощаемся. Константин уезжает, а я жду велосипедистов. Наконец, они приближаются. Взгляд на раму велосипеда – наклейки «negonki.ru». Это с Яльчика ехали Мила, Тимсон и Regit (прошедший через ребрендинг Tiger).

У съезда последний раз подключаю передний мост – в низине размешанная колёсами грязь, колдобины, ямы. Через двадцать минут я уже дома.

Схема маршрута

Вот и закончилась недоконченная обкатка двигателя Исузика. «Ока» Константина прошла 570 км, у меня расстояние меньше – около полутысячи...

За гранью дорог

Авторство фотографий (цветная полоса с надписью) : Константин, Pozis, Сергей.

 

 

Прочитано 9361 раз Последнее изменение Среда, 04 Апрель 2012 23:34
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии