Версия для печати
Пятница, 06 Июль 2007 17:13

Военно-грузинская дорога

Автор  Максим Хузмиев

Рассказ о ПВД в районе Владикавказа 3 июня 2007 года. 

Автор: Максим Хузмиев (Владикавказ)

 

Дата: 3 июня 2007 г.

Владикавказ – Верхний Ларс

 

После жары, стоявшей пару недель, наступили прохладные дни, сопровождаемые летним дождем, грозами и сопутствующими радостными явлениями – это и радуга, и отражение неба в зеркальных лужах, и, конечно возросшее стремление к новым велопоходам и велосвершениям. Накануне в городе, в горячо любимом велосипедистами местном дендрарии, прошли соревнования с розыгрышем призового Marin'а, что еще больше подняло велосипедистский дух и устремление любителей. Тем более что акция была своеобразной – это был женский велокросс, что само по себе для города явление новое и интересное. Почему и вызвало массу радости и хорошего настроения как у участников (вернее участниц), так и у зрителей.

Велокросс в дендрарии

С вечера договорились мы встать пораньше в воскресение и наметили вело-прогулку в соседствующее с городом село Тарское, где намеревались отыскать описанный очевидцами водопад на реке. Ночью прошел дождь, но воскресное утро встретило владикавказцев пробивающимся солнцем и добродушными облаками. Лужи почти высохли, было не жарко, поэтому условия очень благоприятствовали хорошему походу. Однако по наведенным справкам стало известно, что в Беслане, который находится чуть севернее, идет солидный дождь, а в селе Михайловское, что находится ближе к городу – дождь слабый, и вроде бы небо говорит о его усилении. Сделав вывод о том что осадки движутся к югу, мы решили не задерживаться и уложиться до середины дня, чтобы к обеду вернуться в город и не промокнуть. Однако, как это обычно и бывает, поездка слишком увлекает веселую команду любителей, чтобы прерывать ее, даже если грядет всемирный потоп!

Итак, выехав утром, мы направились по намеченному маршруту. Он пролегал через центр города к поселку Южный и дальше – в район села Тарского. Точное место расположения водопада никто не знал, поэтому двигаться решили, полагаясь на интуицию и, конечно, на помощь местных жителей. Миновав южную окраину города, выехали на дорогу, ведущую к намеченной цели. Впереди высилась Столовая Гора в виде лежащей на смертном одре красавицы, по легенде бросившейся в пасть циклопа и обратившейся в гору.

Столовая гора

Как и бывает обычно воскресным утром, встречалось мало машин. Ранний ветер играл с нами, то устремляясь вперед, чтобы обогнать, то возвращаясь обратно, чтобы подарить прохладу. На этом участке прохлада была как раз кстати, потому что дорога шла на подъем, становилось жарко. Но чуть позже мы миновали переломный участок, после которого пошел длительный спуск. Местами он был довольно крут, мы от души разогнались, и часто даже попутный ветер уже не мог нас обогнать, а может быть просто не хотел. Вскоре участок спуска закончился и мы, уже миновав поселок Южный, попали на развилку дорог, сразу за милицейским постом. Прямо вперед шла грунтовка, окруженная деревьями с обоих сторон, которая уводила в зеленый массив и дальше в намеченное в маршруте селение. Направо же сворачивали две асфальтированные дороги – одна шла вверх, на подъем, другая пролегала ниже. Возникла ситуация, похожая на случай с развилкой дорог и камнем с надписями, как в русских народных сказках. С одной стороны нас ждал речной водопад. Но где он находится никто из нас не знал. Расспросы некоторых местных встречных тоже не дали результата. Конечно, можно было поехать наугад. Но, с другой стороны, вправо уходила дорога, которая тоже привлекала некоторыми своими особенностями. Лишь один из нас, знаток местных дорог Валера, знал точно куда она ведет и что встречается по пути, и с этого момента он стал проводником, потому как решили мы все же свернуть именно туда, направо. По рассказу Валеры, дорога вела в охраняемую нежилую зону, окружающую зону городского водозабора. Благодаря чистоте местности, отсутствию жилья и различных загрязняющих факторов, эта местность изобиловала зеленью, полевой травой, фруктовыми деревьями, земляникой. Вот мы и надумали совместить приятное с полезным – проехаться по зоне и наметить места, куда можно будет наведываться летом – собрать яблоки, облепиху, клубнику и еще что найдется.

Решение принято, дальнейший путь был в «зону водозабора». Через небольшое расстояние после поворота находился контрольно-пропускной пункт. Дальше – проезд на автомобилях запрещен. Но нас, как велосипедистов, дежурные поста пропустили дальше, тем более что двое из нас – работники МВД. Не проехав и 100 метров , увидели, что описание Валеры оправдалось. Действительно, мы попали в необжитую зону, вокруг нас – лишь зелень травы, деревьев и кустарников, пение птиц и шум реки где-то вдалеке. По дороге встречались фруктовые деревья, облепиха, а также некоторые лекарственные травы.

Цветок и животное

Всем нравилось это место. Но самое интересное было то, куда в итоге эта дорога нас приведет. Конечно, наш проводник Валера об этом знал, но очень скоро мы все сориентировались, потому что проехали зеленый массив и попали на местность, где уже было не так много деревьев, что позволяло обозреть местность. Итак – слева, чуть поодаль от дороги – невысокий горный хребет, отделяющий нас от соседствующей республики Ингушетия. Справа – тоже невдалеке – река Терек и такие знакомые лесистые склоны! Оказалось что мы попали в Балтинское ущелье, но с этой незнакомой стороны – по правую сторону Терека.

В сторону ущелья

Где-то дальше должен был встретиться мост на левый берег, по которому мы решили переехать и отправиться дальше по уже знакомой дороге в сторону села Чми. Через несколько километров мы достигли моста и, снова проехав милицейский пост, оказались на другой стороне.

На мосту
Там же

Так мы попали на военно-грузинскую дорогу, в районе села Балта, и продолжили путь на юг, в сторону села Чми. До него – несколько километров, но добрались быстро. Хотя все время – ехать надо на подъем. Но такова специфика наших прогулок – обычно поездки из города совершаются в сторону гор, поэтому путь туда бывает трудным и напряженным из-за постоянных подъемов, периодически довольно крутых. Но зато за эти трудности велолюбители бывают вознаграждены на обратной дороге! Вторая половина пути – обратно – идет на спуск и все затраченные усилия возвращаются массой удовольствия скоростного кросса по горным трассам. На обратной дороге педали обычно вращать приходится только для того, чтобы ноги не уставали долго в одной и той же позе! Главное – не забывать в экстазе про тормоза, и еще – чтобы ветром не унесло кепку с головы!

Но мы не развернулись, как обычно, возле поста милиции за селом Чми. Было еще не поздно, поэтому мы поехали дальше, с намерением добраться до «Ермоловского камня», куда давно уже собирались, но всё никак не попадали. Подъем дальше был еще сильнее, но желание достичь цели придало силы, и мы, под веселое подбадривание дежурных поста, рванули дальше по ущелью. Так называемый Ермоловский камень – это большой гранитный валун весом 15 тыс. тонн, когда-то принесенный ледником и лежащий в русле Терека. В толще этого камня сохранились выдолбленные доты времен Великой Отечественной войны. Мы не были уверены в том, что увидим камень, потому что никто точно не знал – находится ли он за таможней или до нее. А таможня «Верхний Ларс» – это конец дороги, потому что дальше – граница РФ. Раньше – все это было одной нашей общей страной, а теперь – Военно-грузинская дорога с нашей стороны упирается в таможню в Верхнем Ларсе, где и заканчивается территория России, переходя в ныне другую страну – Грузию.

Продвигаясь между скалистых склонов, периодически останавливались, чтобы отдохнуть. Тем более что места для отдыха выдавались очень живописные.

На скале

Дорога на подъем способствовала значительной нагрузке, но периодически встречающиеся горные ручьи позволяли утолить жажду и ощутить прохладу.

Ручей
Речка

А в одном месте нам встретился небольшой речной водопад! Таким образом, мы все же нашли то, что наметили еще вчера – посетить водопад на реке. Только оказалось так, что посетили мы его совсем не там где намечали, за много километров выше!

Водопад!

Проехали село Нижний Ларс. Свежий горный воздух, красота природы давали вдохновение, но все же усталость дала о себе знать, и вскоре группа наша разделилась, кто-то остался отдыхать и ждать возвращения остальных на склоне у дороги. Но до цели оставалось не так уж много, поэтому мы решили что ждать им придется недолго. И действительно, неожиданно быстро мы достигли конца дороги. Слева высился долгожданный Ермоловский камень. Справа шумел мощный поток талой ледниковой воды. А впереди – граница. Дальше дороги нет.

Ермоловский камень
Таможня

Там, возле таможни, встретили еще одного путешественника, догнавшего нас. Развернулись и вместе поехали обратно. Ура! Наконец спуск! Радость от предстоящей длинной поездки под уклон, бьющий в лицо ветер, позволили забыть об усталости и мы «полетели» вниз! Всегда кажется, что дорога обратно раза в два короче, чем туда, в горы. Может показаться что в ущельях существует какое-то искривление пространства, которое для удобства уставших велосипедистов делает обратную дорогу короче, чтобы быстрее добраться до дома. Но на самом деле, конечно, все дело в скорости, которая на спуск гораздо больше, чем на подъем. С легкостью миновали мы несколько километров до поста милиции в Чми, где нас уже ждали те, кто не стали продолжать путь вверх и не спеша продвигались в обратном направлении. Уже там, на посту, беседуя с дежурными, и рассказывая о поездке, увидели черное небо с северной стороны. Нам предстояло встретиться с грозой и ливнем. Проехавший автомобиль задержался у шлагбаума, и мы заметили что крыша его мокрая, что свидетельствовало о начинающемся дожде там, немного дальше. И снова, под пожелания удачи от постовых, мы поехали навстречу надвигающимся осадкам.

Капли начали падать почти сразу. И мы сочли благоразумной идею остановиться в ближайшем подходящем месте и подождать развития событий. Как раз по дороге встретился сельский магазин, где мы отоварились продуктами и фруктовым соком. Чуть дальше – крытая остановка. Под ее крышей мы и нашли прибежище. За трапезой и разговорами незаметно прошло несколько минут, и начался ливень! Тучи шли с севера и в считанные минуты заволокли небо уже над нами. Дождь барабанил по лексановой крыше остановки, а мы сидели и смотрели на него и на облака, которые начали покрывать вершины гор напротив. Вскоре к нам присоединился еще один путешественник, застигнутый осадками на дороге. Так нас стало еще больше. И наше маленькое убежище наполнилось велосипедами, велосипедистами, веселой беседой и ожиданием завершения ливня.

Облака

Ждать пришлось часа два. Но они прошли незаметно! Велосипедистские рассказы, шум дождя, плывущие облака напротив... Окружающая обстановка была располагающей к хорошему отдыху, поэтому никому не было обидно что непогода все-таки нас застигла. Уже начинало смеркаться, когда мы выдвинулись в дальнейший путь. Дождик еще моросил, то усиливаясь, то почти прекращаясь. Мы спешили домой, в город, поэтому ехали быстро, даже несмотря брызги воды из под колес, которые обдавали нас с ног до головы. Это была вода из под собственных колес, из под колес едущих впереди, и периодически – из под колес проезжавших мимо автомобилей. Вскоре стемнело, но кураж и жажда скорости уже не позволяли замедлить темп спуска, и мы, группа мокрых, радостных велосипедистов на ночной горной трассе, продолжали наш стремительный полет, видя красные мигающие маячки друг друга.

Уже в городе, промокшие до нитки, но ужасно довольные, мы разделились и разъехались по домам. И как обычно бывает, когда я слез с своего железного коня, чтобы загнать его в гараж, было немножко жаль, что эта поездка закончилась.

© Владикавказ, 2007

 

Прочитано 5659 раз Последнее изменение Среда, 04 Апрель 2012 23:38
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии