Версия для печати
Пятница, 12 Январь 2007 03:18

Велопоход по Байкалу

Автор  Александр Цыганов

Отчет о велопоходе по Байкалу 7-20 августа 2006 года.

Автор: Александр Цыганов

Маршрут: г. Иркутск – Слюдянка – Татаурово – Турунтаево – Гремячинск – Усть-Баргузин – о. Ольхон (Узуры – Хужир – Ташкой) – Листвянка (Кометой) – г. Иркутск.

Поход проходил с 7 по 20 августа 2006 года. 14 дней, из них ходовых 9 дней. Общее пройденное расстояние на велосипеде 1150 км (с радиальными выходами). Средняя скорость 15-21 км/ч.

Участники:

– Александр Цыганов, г. Казань, 31 год руководитель, завхоз, веломеханик, медик (последнее, к счастью, не пригодилось).

– Велосипед «GT Nomad LTD». Комплектация почти заводская, за исключением педалей, седла, резины (Schwalbe Land Cruiser 28*1,75) и тормозных колодок к середине путешествия.

 

До последнего момента была проблема с приобретением билета. Летом ходит единственный прямой поезд через Иркутск №222 да ещё через день и проходящий. В связи с этим билеты продаются за 3 дня до отправления, а реально о местах становится известно ночью за пол суток до отбытия.

Первоначально поход планировался примерно таким, была только задумка посетить ещё город Улан-Удэ. Сам маршрут относительно не сложный, по всему пути дорога в основном не плохая. Интересен поход тем, что на большом протяжении проходит вдоль Байкала и есть возможность полюбоваться великолепными пейзажами озера и гор. При возникновении проблем с маршрута сойти без проблем, практически по всему пути населёнка на расстоянии не больше 55 км. Уже на маршруте я решил план сменить по ряду причин. Повлияла погода и не запланированная днёвка. Но обо всём по порядку.

 

Первый день (7 августа)

Поезд №222 Москва – Улан-Удэ прибывает в Иркутск в 23 часа по Москве (6.08.) или в 4 часа по местному. Прибыл, как назло, вовремя. Пришлось до рассвета разминаться по городу. Имея опыт длительных поездок в поезде, знал, что он сильно расслабляет. Рассвет в 6 утра. День обещал быть солнечным. Но ехать я не спешил, нужно было подключиться к местной сотовой для беспроблемной связи, поэтому до 9 часов катался по городу с его достопримечательностями. Когда всё было решено, поехал на выезд из города. Постепенно с запада спускаются тучи и на посту ГАИ, на трассе Иркутск – Улан-Удэ, уже шёл дождь. Проехав около 8 км, решил его переждать на остановке. Вид отличный: где-то внизу идут поезда, а вдалеке река Иркут, посёлки, горы вокруг. В 14 часов он всё-таки прекратился, выглянуло солнце, настроение поднялось и снова в путь. В первый день планировал добраться до Слюдянки, до Байкала.

Дорога идёт отличная, автодвижение интенсивное. Непривычно, что машины проезжают близко, т.к. 90% их с правым рулём. Отечественные авто – большая редкость. Проехав Шелехов, погода постепенно портится, с гор сползают чёрные тучи. Дорога начинает красиво извиваться, а затем подниматься на первый перевал. Накрапывает мелкий дождь, так – пугает. Подъезжая к очередному повороту на подъёме, думаешь, что вот, сейчас за ним спуск, а там знак «Подъём 7%, затем 9%» и т.д. Но, слава богу, круче 11% не было. Зато, когда спуск, летишь и 50 и 55 км/ч, благо дорога позволяет. После первого перевала зарядил проливной дождь, укрыться негде – на подъёме. Еду дальше. А за одним перевалом другой, серпантин, уже едешь в туче. Но деваться некуда, останавливаться на перевалах – кругом лес, буреломы. Поливает уже меньше, но от этого уже не легче. Дорога то вверх, то вниз постоянно, в первый день, после 3-х дней поезда, всё же тяжеловато. Ближе к Култуку дождь прекращается. Дует холодный ветер (приятно, т.к. с Байкала), впереди затяжной спуск, асфальт сменяется на грунтовку, ремонт дороги. Открывается панорама южной оконечности озера, Култук, Слюдянка, хребет Хамар-Дабан. Хочется полюбоваться, но – время! В Слюдянку въезжаю уже в 21:20. Темнеет здесь около десяти. Учитывая тяжёлый первый день, мокрые вещи, решаю искать гостиницу. Таковых официально три. Самая дешёвая при въезде в посёлок (200 руб. ночь, есть душ, кипяток). На этом и останавливаюсь.

 

Второй день (8 августа)

Встал в 7 часов. Вроде восстановился. Погода тоже – многообещающее солнце. Планировалось по мере возможности подобраться к пику Черского, сделать радиальный выход (пеший). Уж больно горы манят. Практически всё оказалось намного сложнее: сначала хорошая грунтовка вдоль реки Слюдянки постепенно сменяется на каменистую дорогу, затем броды и каменистая тропа. Преодолев 2 брода, поговорив с проходящими пешими туристами, оценил время и оставшееся расстояние (большую часть) – решил вернуться. В первом часу дня я уже был на выезде из Слюдянки.

Дорога отличная, виды – ещё лучше. После вчерашнего перехода здешние подъемы уже кажутся не такими страшными. Горный участок 30 км, затем только лишь небольшие холмики. Скорость практически ровная, около 25 км/ч. Вдоль дороги много торгуют грибами, викторией. Периодически от ремонтников дороги слышу, что от своей группы (???) я отстаю примерно на час, полчаса, минут на 20. В районе Выдрино, ближе к 18:30 нагоняю я "свою" группу: трое туристов, родом из Австрии, ни слова по-русски, едут из Иркутска. Общаемся, маршрут их близок к моему, лишь с небольшими отклонениями. Как и положено, у них всё расписано по дням, часам и минутам. Доехав вместе до Выдрино, решаем заночевать выше по течению реки Снежной, недалеко от Тёплых озёр (кемпинг в пяти км от шоссе). Ставим лагерь, выясняется, что ребята (2 парня и девушка) экстремалы, еду с собой не возят, питаются сникерсами, хлебом, сыром, колбасой и запивают пивом. Ложки, кружки – это излишество. По моим понятиям, так не протянешь. Кипятим на примусе чай, варим поесть. Ближе к 10-и отбой.

 

Третий день (9 августа)

Подъём в 7:00. У них расписание! В 8 они уже должны быть на дороге. Утром сникерс и в путь – круто! Я так не могу, да у меня и свои планы: в Выдрино возможно остановлюсь на днёвку у своего друга, но пока точно не знаю, там он или нет, поэтому с попутчиками прощаюсь.

Выдрино находится на границе Иркутской области и Бурятии. Достаточно быстро нахожу дом его семьи, но самого хозяина дома нет до следующего вечера. Так что делаю две днёвки. Приехать так далеко и не повидать всех – это непростительно.

Погода хорошая, мне быстро находят занятия, а во второй половине дня едем вместе с детьми на Байкал (примерно 5 км) купаться. На озере небольшая волна, вода оказалась теплее, чем я предполагал. Плавать приятно: вода бодрит, простор, ощущение, что в море, но вода пресная, совершенно прозрачная, можно пить. Народ на пляже, туристы приезжают. Для тех, кому холодно в Байкале, через каменистую косу-не-косу – что-то наподобие болота с тёплой чистой водой. Купаются в основном там дети.

Живу по распорядку семьи.



 

Четвёртый день (10 августа)

Отдых продолжается. Ночью пытался идти дождь, но даже пыль не прибил, хотя где-то севернее молнии сверкали впечатляющие (как, интересно, пережили такую мощную грозу экстремалы, они как раз где-то там). С утра погода хмурится, но дождя нет. Глядя на небо, думаешь про отставание в графике, но дождаться вечера и собраться всем вместе просто необходимо.

Сделав домашние дела, собираемся компанией в радиальный выезд на Тёплые озёра. Едем снова в Иркутскую область, а затем по грунтовке пять километров до турбазы. Перед шлагбаумом сворачиваем направо по тропе (у преграды собирают деньги за въезд) и едем к озёрам около километра, местами через туристов на машинах из разных регионов. Озеро живописное, вокруг горы. Вода не совсем соответствует названию озёр, но всё же теплее Байкальской. Посмотрев округу, на матрасников, искупались. Домой едем по уже знакомой дороге.

Вечером – встреча, праздничный ужин, воспоминания, планы, перебирание карт местности и баня. Улеглись уже заполночь.

 

Пятый день (11 августа)

Подъём в 7 20 . Утро отличное, солнце, роса. Но вдруг всё в мгновение поменялось: поднялся западный ветер, налетели тучи, которые спрятали вершины гор. Но дневать уже просто нет времени, и после долгих проводов в 9 45 выезжаю . От смены погоды есть один плюс: ветер в спину. Моя скорость 28-35 км/ч. Примерно через час двадцать я в Танхое (40 км), но к этому времени всё небо заволокло тяжёлыми тучами и пошёл нудный, равномерно сильный дождь. Проехав ещё около 10 км, решаю его переждать на остановке. Погода тоскливая, приехали автостопщики , постояли минут пять–семь под дождём и их забрали. Дождь не унимается около 2,5 часов, но когда пошёл на убыль я поехал. Стоять так можно целый день, но я планирую ехать как можно ближе к Улан-Удэ (на расстояние однодневного перехода) т.е. ближе к Тимлюю , Каменску . Погода планы рушит, ветер усилился и, хотя он не был встречным, крутить педали легче не было. Проехав Мишиху , дождь утих совсем, и уже в Бабушкино асфальт сухой. Закупив провиант, сделав сух перекус, в 18 часов покинул посёлок. Дорога на всём пути хорошая, с умеренными подъёмами и спусками, преодолеваются без особых усилий, а ближе к Боярскому подъёмов практически нет. Дождь больше не беспокоит, но страшные чёрные тучи и сильный ветер, сорванные на некоторых домах крыши и большие волны ничего хорошего не предвещают. Да и пейзаж сменился: по обе стороны дороги сплошные болота, леса так такового нет, горы далеко, время к вечеру, ночевать, особо не встанешь. Договариваюсь по телефону о ночлеге в Посольском, в гостинице при монастыре – это в 12 км от основной трассы в районе Большой Речки.

Снова пошёл дождь, но, зная о готовом ночлеге, он уже не сильно беспокоил. Ближе к Большой Речке природа снова меняется, появляются лес, горы (невысокие) с неплохими местами для ночлега, но я поворачиваю в Посольское , поворачиваю на запад, выезжаю в долину реки Селенги и теперь испытываю силу ветра. Моя скорость не больше 15 км/ч, развить больше, используя различные комбинации звёзд на своём коне, не получается.

В Посольском я около 21 часа. Изумительный закат: сквозь тучи пробивается солнце, в лучах солнца монастырь. На Байкале шторм.

 

 

Шестой день (12 августа)

Подъём, как всегда, в 7:00 . В гостинице нет электричества из-за шторма. Небо беспросветно затянуто, над горами – чёрные тучи. Выезд – в начале десятого часа. Прокатившись по деревне, заехав в монастырь, немного погуляв по берегу, полюбовавшись штормящим морем, выезжаю по знакомой дороге в сторону трассы. Есть дорога вдоль Селенги, но она на 20 км длиннее (не прельщает).

Немного пропетляв по горам, проехав мост через Большую Речку, въезжаешь в долину реки Селенги, горы остаются в стороне, дорога идёт по ровнине. Становится даже как-то скучно, знай, накручивай педали и крути головой по сторонам. Ближе к Тимлюю расходится дождь. В районе Каменска решаю его переждать, но, постояв до обеда, поехал дальше. Ехать по трассе в дождь – занятие не самое приятное. Утешало лишь то, что дорога хорошая и ветер основную грязь от машин сносил на другую сторону дороги.

Крутишь педали, а вокруг, не смотря на погоду, красота. По обе стороны – горы, вершины пытаются спрятать низко пролетающие тучи, проезжаешь деревни, станции. Тучи улетать вовсе не хотят, дождь идёт. Ехать в Улан-Удэ заманчиво, остаётся по расчётам не больше 55 км. Время 16 с небольшим. Прогноз на плохую погоду на следующий день, невозможность оценить город с его достопримечательностями, ограниченность во времени, круг в дополнительных 100 км переубеждает меня в том, что нужно переправляться через Селенгу и держать путь на Усть-Баргузин. В Татаурово я так и делаю: в 18:10 сажусь на переправу, которая работает ежедневно (кроме тумана и волнения на реке, и в навигацию само собой).

Переправившись через реку, дождь прекратился. Уходя на север, снова появилась холмистая дорога. Проезжаю одну деревню за другой, справа долина реки Итанца, слева горы. Переночевать практически нельзя, лес в распадках, которые от дороги далеко, высоко, да ещё там дождь. Через 18 км от переправы – большой посёлок Турунтаево, с магазинами, гостиницей. Световое время позволяет ехать дальше, тем более, что планы изменились и на следующий день нужно добраться до мыса Крестовый (примерно 170 км от Турунтаево, в 10 км от Максимихи). Впереди основная и наиболее интересная часть маршрута.

Дорога преимущественно набирает высоту, но это уже без проблем. Пейзажи красивые, едешь по долине реки, вокруг – горы, дождя нет, но сзади догоняют мрачные тучи. Время – 20:30, сумрачно, ищу место, где остановиться. Проблемно найти и ровное и лесное место, т.к. там, где ровно – заболочено, где лес – склон. Не доезжая Батурино, нахожу более-менее подходящее место, но всё же на склоне. Катастрофически много комаров, находиться вне палатки возможности почти нет, поэтому вечер провожу с сухперекусом (да и время уже позднее, возиться с примусом не хочется).

Вечером и ночью был небольшой дождь.

 

Седьмой день (13 августа)

Подъём запланировал на 7, но проспал. Проснулся от колокольного звона монастыря, который был примерно в 1,5 км и был хорошо виден из леса. Комары также не унимались, небо серое, намекает дождём. Быстро перекусив, собрав пожитки, выполз из леса. Как ни крути, как не спи, но раньше 9 часов выезжать не получается. Заранее закрыл вещи от дождя, надежды на сухость нет. С ветром везёт, если не в спину, так хоть не в лицо. Скорость отличная, горы и горки преодолеваются без усилий. Периодически пугает дождь, и к 11 часам он уже постоянный. Дорога участками новая, лучше шаймиевской бетонки, но в районе Хайма меняется на грунтовку. Асфальт я встретил только в районе Котокеля, пятачок в Гремяченске, остатки асфальта перед и в Турке, немного около Горячинска, начиная от границы Баргузинского района и не доезжая до Усть-Баргузина 10 км, закончился. Грунтовка впечатлила: и не стиральная доска и не тёрка, но если беречь колёса, то разогнаться больше 10–12 км/ч тяжеловато (на хороших участках получилось до 20). В дороге, как будто кто-то специально на расстоянии сантиметров 30–40 нарыл ровные круглые ямки диаметром около 20 см, на протяжении 5–7 км. Ехать весело: сверху мочит дождь, не попасть в ямку очень тяжело, в них вода, да ещё большое количество машин, которые несутся, не взирая на дорогу. Ближе к 15:30 я – в Турке. Одна "радость" (дождь) закончилась. Жить стало легче. К дороге тоже привык. Дело идёт к вечеру, легковушки постепенно меняются на лесовозы, машин стало просто меньше, оказалось, что всё, в общем, не так и плохо. От Горячинска до предполагаемой стоянки (мыса Крестового) осталось 55 км. После Горячинска из серьёзных подъёмов запомнился только один в районе Безымянки. Дорога идет по неприветливой тайге (да ещё в такую погоду). Примерно за 6–7 км до Крестового дорога выходит к берегу с отличным видом на полуостров Святой Нос. К 20 часам я достиг цели. Меня уже ждали мои новые друзья.

Можно сказать, что тут закончилась основная ходовая часть похода. Впереди была смотровая, познавательная, матрасническая части путешествия. Погода по прогнозам, приметам налаживалась. Впереди ждали Святой Нос, переправа по морю, Ольхон, прогулка на «Комете» вдоль берега до Листвянки.

 

Восьмой день (14 августа)

Утро без будильника! Отсыпаюсь. На сегодня нужно решить, когда плавсредство на Ольхон. От этого зависят мои дальнейшие планы.

Погода просто отличная: солнце, небольшой ветерок, и на небе ни тучки. После завтрака выезжаю в Максимиху (10 км). Доезжаю за 30 мин. В Максимихе много пансионатов вдоль берега, магазины, можно позвонить по межгороду. Но если попадаешь перед обедом или перед закрытием, то шансов нет, злобная телефонистка Зина отбивает желание звонить напрочь.

Далее еду в Усть-Баргузин, ещё 30 км. Дорога вроде неплохая первые 20 км, затем переходит на грунтовку, тоже сносную. Преодолевается два нетрудных перевала с отличными видами на озеро Духовое и долину реки Баргузин. Но перед посёлком вид портит мусорная свалка, типичная для всех больших поселений России. Сам посёлок чистый, с широкими, в основном, грунтовыми улицами, много магазинов.

По отчёту группы велотуристов из Новосибирска нахожу Ничкова Николая Александровича (ул. Гагарина, д.1, тел. (30131) 9-18-02, This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. '; document.write(''); document.write(addy_text43466); document.write('<\/a>'); //-->\n This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. ). Он занимается перевозкой по Байкалу на Ольхон и не только. Но мне не повезло (так мне показалось в начале), его не было дома. Поэтому предварительно договариваюсь созвониться вечером, договориться о переправке на 16.08.

Немного ознакомившись с посёлком, перекусив в позной (позы – бурятское национальное блюдо) около парома через р. Баргузин, отправился в обратный путь. Как всегда, дорога домой более быстрая и к 18 с минутами я вернулся на Крестовый. Купаться уже не очень хочется, хотя об этом я думал весь день. До ужина ещё есть время, и я полез на гору полюбоваться на Святой Нос и Байкал.

После ужина отправился в Максимиху позвонить. Но после шторма 11.08 связь никакая и договориться не получается. Возвращаюсь ни с чем уже по темноте (после 22 часов). Ехать жутковато, направо-налево, хоть глаз коли, ничего не видать, машин почти нет.

Поразмыслив, решаю на следующий день покинуть мою дружную компанию и выдвинуться в Усть-Баргузин, решать о катере.

 

Девятый день (15 августа)

Утром встаю пораньше. В плане попытаться посетить ещё и полуостров Святой Нос. Погода, похоже, совсем решила побаловать.

После долгих проводов (до 11 часов) выезжаю. Настроение уже совсем матрасническое. Только выехал, понимаю, что колодка заднего тормоза стёрлась под ноль, но доставать ремнабор не хочется (дорога знакома, только один спуск серьёзный). Проехав 7 км, вижу велосипедистов, догоняю – опять иностранцы. По-русски никак. Выясняю, что тоже австрийцы, да ещё из одного города с моей старой компанией. В Максимихе встречаю и их. Теперь дружной компанией едем в Усть-Баргузин. Их планы – Ольхон. Про Николая Александровича они знают лучше меня из путеводителя по Байкалу на немецком языке. В этой чудо-книге есть всё, как будто писал её разведчик, проживший много лет там. В книге подробные схемы проезда в посёлках, достопримечательности, фамилии людей, кто хоть мало-мальски связан с туристами и туризмом.

Прибываем, находим Николая Александровича, но катер только на 17, и маленький шанс на 16.08. До отправки размещаемся у его друзей, к моей радости – отдельно от попутчиков. Мне очень повезло, т.к. я познакомился с Александром Логиновым – человеком, влюблённым в свой край. Обсудив программу, еду в радиалку, на пароме через р. Баргузин (совсем бесплатный для велосипедов и пешеходов, ходит с 8 до 22 часов), далее своим ходом на Святой Нос. На пароме меняю-таки колодки. Теперь совсем другое дело.

Въезд в заповедную зону 30 руб/сутки через КПП. Но это стоит того. Дорога по перешейку – одно название, но какая природа! И кажется – вот они, горы, а до них 25 км. Скорость, если беречь колёса, не более 17 км/ч. Время уже 18 часов – пора назад. Добравшись до смотровой вышки, пофотографировав , повернул к дому. На обратном пути останавливаюсь на озере недалеко от выезда из заповедника. Вода в нём жутко мутная (на озере волнение), но считается лечебной. Прослушав рекламу на КПП при въезде про её свойства, лечебный эффект и учитывая непонятные боли второй день в правой коленке, залезаю. Помёрзнув после процедуры (дует северный ветер), быстро собравшись, к 21 часу долетаю до парома. Коленка-то успокоилась! Наверно вода помогла?!!

Утром хочу рискнуть попасть на катер (возможно, будет одно местечко).

 

Десятый день (16 августа)

Утро, катер, мест нет. Но я даже этому рад. Вчерашняя поездка, впечатляющие рассказы о полуострове, вдохновили меня на повторную поездку.

В 9 часов, прикупив еды для сухперекуса, переправился на пароме через Баргузин. По уже знакомой дороге добрался до вышки и, не останавливаясь, дальше. По берегу песчаный пляж, много автотуристов, оборудованные стоянки, туалеты. Пока еду, всё думаю, горячие источники или в гору на плато. По расстоянию от развилки до источников около 50 км лесной дороги, по рассказам - с препятствиями. Горы – вот они, плюс непонятное желание лезть вверх, поэтому решаю, что горы. Поворачиваю налево, в район Глинки. На деревьях начинается маркировка: белая табличка с синей полосой – это "тропа испытаний", начало маршрута на плато. По описанию – серьёзный маршрут, рассчитанный на 2 дня. Высота 1880 м. Проехав по тропе около 2-х км, прячу велосипед в лесу (оставляю опознавательные знаки) и вовремя это делаю, т.к. начинается очень крутой подъём с камнепадом. Крутизна такая, что приходиться иногда использовать и руки. Чем выше поднимаюсь, тем чаще думаю: "Зачем?". Но когда начинают открываться виды на заливы, растительность меняется на более низкорослую, начинает просматриваться вершина, пересматриваю свои мысли. Через 1,5 часа подъёма выхожу к первой вершине, где стоит символический крест, откуда виден "последний рывок" (вершина). Этот последний рывок даётся тяжело, кажется, что вот она вершина, но ноги идут тяжело, начинается сланник, в котором они путаются, камни, палит солнце. Опять мысли, что всё, ещё немного и назад, упаду сразу в Байкал! Но мысль: "А какой Байкал за полуостровом?" не даёт покоя. Короткая передышка, и вперёд. Через 2 часа 45 минут от начала подъёма я достиг вершины. Сердце вырывается, но уже от впечатлений! Я на вершине! На западе виднеется другой берег с вершинами гор, покрытые местами снегом, и Ушканьи острова, на востоке – два залива: Чивыркуйский и Баргузинский, на север и юг – плато полуострова. Абсолютная тишина, даже практически нет ветра. Но, как всегда – время, дорога домой и паром. Поснимав, в обратный путь. Вниз, конечно, легче, скорость быстрее. Опять меняется растительность, но уже на высокорослую, знакомый камнепад, нахожу по меткам велосипед. Всё на месте. Через 5 часов я в точке начала тропы.

Желание искупаться ещё больше, что, в общем-то, и делаю. Затем перекус. Тихий час (пол часа) под солнышком на песочке. После отдыха – знай, крути педали. В 20:30 я в позной у парома уже в Усть-Баргузине.

День выдался познавательным и впечатляющим, хоть и пришлось походить пешком. Жалко, нет дней для горячих источников.

На завтра – катер.

 

 

Одиннадцатый день (17 день)

В 5 утра собираемся на катере. Практически все старые знакомые велосипедисты. И вообще компания – одни немцы, кроме одного русскоязычного переводчика.

Выходим по расписанию, в 5 утра. Погода просто отличная, вода спокойная. Встречаем рассвет. Хоть и светит солнце, но на воде прохладно.

Ближе к 12:30 прибываем в Узуры. Вся велокомпания сгружается. Прощаемся с Николаем Александровичем и едем к одному из мест паломничества туристов – мысу Хобой. Дорога просто отличная, накатанная. Вокруг степь, подъёмы, спуски. Много фотографирую. Вспоминаю английский (с большим трудом), т.к. едем вместе. Крутят педали они хорошо, но, как мне показалось, головой по сторонам крутят мало (приехали в такую даль ведь, такие виды). На мысе народу чуть меньше, чем на ул. Баумана (на Арбате). Много иностранцев. Привозят их на УАЗиках из Хужира.

Т.к. Ольхон – это остров, дороги у всех одни, едем, как и все, по западному берегу. Следуя немецкому путеводителю, заезжаем на отмеченные достопримечательности. Панорамы впечатляющие: пролив Малое Море, противоположный западный берег, скалистый берег острова.

По расписанию австрийцев в 18 вечера мы должны быть в Хужире, но дорога заходит в лес, а там зыбучие пески, ехать местами невозможно. Вдобавок перепады высот. Погода постепенно портится и вот-вот пойдёт дождь. Из их графика выбиваемся. Дождь только напугал. Дорога опять стала накатанной и её во время дождя развезти не успело. Теперь мешают только крутые спуски и подъёмы. За 5 км до Хужира (за Харанцами) начинается "трасса": грунтовка-стиральная доска.

Хужир – большой посёлок, туристический центр Ольхона с монополистом турбизнеса Никитой. Организовываются любые поездки по острову и вокруг: на катере, лошадях, квадроциклах, велосипедах, УАЗиках. Ещё в Иркутск на автобусе (вместе с грузом от 350 до 370 рублей) и куда душа пожелает. Могут даже место под палатку выделить. Одна беда – цены.

Но есть ещё там и другие, попроще. Можно снять комнату (объявления почти на каждом заборе). Полно разных магазинов, сувенирных лавок. Ну а совсем просто: есть хороший пляж около Шаман-камня, где можно разместиться в палатке бесплатно (если есть таковая). Так я и сделал, а интуристов отправил к Никите. Пути здесь с ними у меня разошлись.

 

 

Двенадцатый день (18 августа)

Решаю сделать полуднёвку, поэтому отсыпаюсь. Встаю в 9:45. Погода просто хорошая, не жарко. Занялся осмотром своего коня, заменил колодки теперь уже у переднего тормоза (накануне стали давать о себе знать), проверил спицы, почистил цепь (этим занимался каждые 120–150 км, т.е. почти после каждого ходового дня).

К полудню собрался. Объехал Хужир, обязательно Шаман-камень и, разузнав о Комете до порта Байкал, поехал по "трассе" на южный конец острова. Дорога в основном не очень плохая, можно найти места и без стиральной доски. Подъёмы-спуски сильно не напрягают, за исключением трёх-четырёх. Пейзажи все плохие впечатления сглаживают.

По километрам должна быть деревня Ташкой, куда 2 раза в неделю до порта Байкал заходит Камета. Деревни не встречаю в округе, лишь какая-то баржа в заливе и какое-то подобие фермы. Благополучно добираюсь до парома в МРС (на материк). И только там выясняю, что деревню я проехал (баржа и ферма рядом). Но раз на пароме – надо прокатиться, тем более, что есть шанс сегодня уехать оттуда на кораблике до Листвянки или бухты Песчаной. Прокатился – без результата. Возвращаюсь в "деревню".

В домике у фермы на берегу залива живёт гостеприимный дед. У его построек я и останавливаюсь на ночлег (всё ж за забором).

 

Тринадцатый день (19 августа)

Спешить с утра некуда. Комета только в 14:30. Поспав от души, поев, полез в гору обозреть округу. Когда ты на вершине (пусть не восьмитысячник), озираешься вокруг, передать чувство восторга невозможно, наверно ради этого пьянящего ощущения люди и стремятся покорить их. Фото всего не передаёт, даже профессиональное.

В 13 часов на барже начинает собираться народ. Искупавшись напоследок (холодная водица, хоть и говорят, что в заливах прогревается), выхожу к людям.

Комета опоздала на 15 минут. Все быстро садятся, отплываем, и путешествие продолжается вдоль берега. Удовольствие дороговатое, но трястись в автобусе или рулить на велике по грунтовке вдалеке от Байкала, тем более, что завтра поезд, не хочется.

Много фотографирую, в салоне не сидится. Уже перед Листвянкой погода резко портится, с гор наползают тучи, сообщили, что в Иркутске сильная гроза. Её силу ощутил, как только сгружаюсь в порту Байкал (в истоке р. Ангары, на левом берегу). Искать место для палатки в посёлке, да под проливным дождём не очень приятно, поэтому почти сразу нахожу комнату. Условия, цена приемлемы (да и выбора нет), зато сухо.

 

Четырнадцатый день (20 августа)

Подъём в 5 часов, т.к. паром в Листвянку в 6:30, а следующий – только ближе к 12. Утро холодное, да и день, скорее всего, будет не очень, со всех сторон тучи.

Программа на день в основном культурная. Главная проблема: полная флэшка в фотоаппарате. Это оказалась неразрешимая проблема для всего большого туристического посёлка. Что такое цифровой фотоаппарат и с чем его "едят", никто не знает. Ближайший магазин, где продают болванку – в Иркутске, ближайшая фотолаборатория – тоже. Пришлось ужать своё желание пофоткать до минимума. Ещё прибавил впечатлений дождь на прощание. Зато я посетил все гостиницы, где были компьютеры, но помочь они не смогли, тем более, что по всему посёлку не было ещё и электричества.

Один большой плюс – работал музей Байкала. Нерпу запечатлеть всё-таки удалось.

В 16 часов я прощаюсь с Байкалом, Листвянкой и держу путь в Иркутск. Дорога – хороший асфальт, но за спуском сразу подъём, а за подъёмом – спуск, без передышек, до самого Иркутска. Сосчитать их невозможно. Машин становится всё больше и больше. Делаю небольшую остановку перед постом ГАИ. После сухперекуса, въезжаю в Иркутск. Наконец-то освобождаю флэшку, покупаю продукты на поезд, еду на вокзал, т.к. приехал в город уже впритык. На перроне – за 15 минут до поезда, хорошо, что он ещё опаздывает на 15, есть время отдышаться. Разбираю велосипед. А уезжать так не хочется!!!

 

Выводы

Путешествие получилось, в общем, не очень сложным, без технических сложностей. Есть возможность и километры намотать, и вдоволь природой насладиться, и с людьми пообщаться. Сам маршрут не новый, по нему прошло много туристов, но я встречал только иностранных. При желании его можно усложнить, но для этого нужны хорошие карты (к сожалению, их я не брал и это большой недостаток). Карты нужны и на простом маршруте, т.к. спланировать стоянки и более детально сориентироваться с мелкомасштабными очень проблематично.

Дорога. Больше всего впечатляют перевалы от Иркутска (Шелехова) до Слюдянки. Все остальные – уже детский лепет, преодолеваются легко. Как всегда, когда едешь, думаешь, что не хотел бы ехать в обратном направлении, т.к. и горы круче, и перевалы выше в том направлении. Но одно точно: когда едешь в сторону Улан-Удэ из Иркутска, а не наоборот, попутных машин меньше, чем встречных (много гонят иномарок с востока).

Паромные переправы для велосипедистов бесплатно, кроме как из порта Байкал в Листвянку (28 рублей). Пытались взять за велосипед, но когда попросил чек, то кассирша сразу сделала вид, что она вообще не причём.

Снаряжение. Т.к. погода – явление не стабильное, одежду на случай дождя иметь обязательно надо. Я использовал костюм из ПВХ/нейлон. Для бивака не плохо, но на маршруте в нём и без дождя едешь мокрый (ткань не дышит). Надевать штаны от этого костюма не очень удобно, обувь мешает. Нужна альтернатива. У буржуев видел с разъёмной молнией по бокам на штанинах, вот это удобно. Также обязательно нужна "одежда" и для велоштанов (полиэтилен не самый удобный вариант).

Велосипед. Техника не подвела. С собой брал пару колодок (кроме ремнабора, спиц и запасной камеры), они и пригодились в конце основной ходовой части пути для заднего колеса. Спереди менял, комбинируя из того, что осталось. Конечно, регулярно смазывал цепь (примерно каждые 100–150 км.). Хотя спица одна всё-таки пригодилась: менял уже на подъезде к дому, в Казани. Проехав от поезда 7 км, лопнула на заднем колесе. Пришлось менять – доехать-то нужно было.

Питание в походе с населёнкой не проблема. Практически во всех населённых пунктах магазины – и простые, и круглосуточные – купить из продуктов можно всё. Удобно – позные/кафе относительно не дорогие. С водой проблем нет. С собой всегда беру примус, в одиночном походе проверено – очень удобно: и встать можно относительно скрытно, без костра, и быстро готовится на нём.

Проживание. Пробовал и в гостинице и в палатке. Найти место для ночлега не большая проблема (если есть хорошая карта). Но бывает так, что где ровно – там заболочено, а где лес – то или бурелом, или гора. Во всех крупных посёлках есть гостиницы, цены приемлемые, если это не тур. место (Хужир , например).

Усть-Баргузин – перекрёсток маршрутов. Сюда сходятся дороги с севера и юга Байкала, есть отличные маршруты для радиальных выходов, и можно совершить поездки по озеру. В посёлке есть люди, которые помогут и организовать туры, и разместить, и накормить. С некоторыми из них мне даже посчастливилось познакомиться и пообщаться: Николай Александрович Ничков (Республика Бурятия, Усть-Баргузин, ул. Гагарина, дом 1, дом. тел. (30131)91802, e-mail: This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. , ICQ:[1210009], http://baikal.bratsk.ru) и Логинов Александр (Республика Бурятия, Усть-Баргузин, ул. Комсомольская, д.19, тел. +730131-91-591, e-mail: This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. и This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. ). У них есть отличные маршруты на Святом Носе, вокруг него и т.п. Также помогут переправиться на Ольхон и с Ольхона.

Цифровик – отличная вещь, но есть определённые проблемы. Сбросить с карточки информацию на любой носитель – неразрешимая задача. Во-первых, носитель надо где-то купить, CD-R, CD-RW и им подобные нигде не купить, кроме Усть-Баргузина и Иркутска. Во-вторых, с флэшки надо ещё где-то сбросить на комп. С картридерами проблема. Но есть один шанс, если у тебя есть USB-кабель от фотика, тогда ещё можно что-либо придумать. Другой вариант: иметь флэшку немереных размеров или не одну, или вообще не фоткать.

Проблемы ещё возникают в субботу и воскресенье, т.к. в эти дни ничего государственное не работает (например, почта, междугородний телефон, банки и т.п.). В будние дни работают по очень сокращённой программе (закрываются в 16-17 часов). В остальном больше проблем не было.

Расходы. Цены на продукты от наших отличаются не на много, только на молочные (значительно дороже). В остальном примерно так:

– Гостиница в Слюдянке: 200

– Комната в порту Байкал: 150

– Однодневное посещение заповедника: 30

– Переправа на Ольхон: 2000 (зависит от количества пассажиров)

– Комета: 1300

 

Прочитано 14996 раз Последнее изменение Среда, 04 Апрель 2012 23:44
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии